Проверяемый текст
Кашапов Федор Адеевич. Философские основания биоэтики (Диссертация 2005)
[стр. 22]

мироздания.
Появление философии связывается с переходом от образного (мифологического) представления о мире к понятийному (рациональному).
Познание «разумного» первоначала бытия приводило к тому, что философия постепенно становилась «царицей наук».
В это время философия рассматривается как все научное знание в целом в противоположность вере.
В античной философии все вопросы решались в умозрительной форме.
Одним из
важнейших результатов умозрительного подхода, который опирался на первичные наблюдения окружающего мира, является идея атомизма.
Абсолютизация общего в понимании предмета философии связана с логикой отрыва общего от единичного, сущности от явления.
Само различение явления и сущности, явного и тайного, чувственного и сверхчувственного в античной философии становится одним из важнейших принципов.
В это время тем
не менее философия остаётся умозрительной, так как реальность, которая становилась сё предметом была интеллегибельной, то есть воспринимаемой только при помощи разума.
Понимание философии как учения о всеобщем встречается у Аристотеля, Канта и Гегеля.
По Аристотелю философия как наука о первых началах «это безраздельно господствующая и руководящая наука, наука, которой все другие, как рабыни, не вправе сказать и слова против»1.
Между философией и частными науками устанавливается определенная субординация, в которой просматривается статус философии как «науки наук», противостоящей частным наукам.
Понятие «метафизика» стало синонимом философской науки о первых началах, о всеобщих характеристиках бытия.
Для Канта метафизика является подлинной философией.
Источник метафизического знания не объекты, а разум.
В целом, по Канту, метафизика должна основываться на гносеологии, на учении о всеобщем в мышлении.
Идеалистическая трактовка всеобщего как предмета философии характерна для Гегеля.
Всеобщее в его понимании существует исключительно в сфере
1 Аристотель.
Метафизика Н-Д 1934.
С.
45.
22
[стр. 45]

45 философии представляет собой определенную систему и как некоторая целостность состоит из элементов и структуры, которые раскрываются теми или иными гранями на фоне конкретных социокультурных условий.
Вопрос о том, что изучает современная философия это ключевой вопрос в осмыслении взаимосвязи философии и биоэтики, этики и жизни.
Поиск и выявление истинного предмета исследования всегда представляется принципиально важным, так как это позволяет определить не вымышленную, а действительную роль философии в духовной культуре, системе наук и в жизни человека.
Рассмотрим, как изменялось содержание философии, как изменялись представления философов о предмете своей философии.
П.В.
Алексеев пишет: «Рассмотрение вопроса о предмете и функциях философии непосредственно связано с выяснением отношения философии и частных наук в историческом аспекте и предполагает определённую оценку концепции «распочкования предмета философии» и концепции «предметного самоопределения философии»1.
В истории философии наметились две основные тенденции в понимании предмета философии: с одной стороны, абсолютизация общего и с другой стороны, абсолютизация единичного.
Исторически первая точка зрения возникла в античной философии, для неё характерно расширительное толкование предмета философии, совпадающее с предметом науки вообще.
Предмет философии это мир в целом.
Один из первых философов Фалес из Милета (ок.
624-544 г.г.
до н.э.) вопрошал: «Что есть всё?».
Основной философской проблемой милетцев был рациональный поиск первоначала всего мироздания.
Появление философии связывается с переходом от образного (мифологического) представления о мире к понятийному (рациональному).
Познание «разумного» первоначала бытия приводило к тому, что философия постепенно становилась «царицей наук».
В это время философия рассматривается как все научное знание в целом в противоположность вере.
В античной философии все вопросы решались в умозрительной форме.
Одним из
1 Алексеев П.В.
Предмет, структура и функции диалектического материализма.
М., 1978.
С.
17.


[стр.,46]

важнейших результатов умозрительного подхода, который опирался на первичные наблюдения окружающего мира, является идея атомизма.
Абсолютизация общего в понимании предмета философии связана с логикой отрыва общего от единичного, сущности от явления.
Само различение явления и сущности, явного и тайного, чувственного и сверхчувственного в античной философии становится одним из важнейших принципов.
В это время тем
нс менее философия остаётся умозрительной, так как реальность, которая становилась её предметом была интеллегибелыюй, то есть воспринимаемой только при помощи разума.
Понимание философии как учения о всеобщем встречается у Аристотеля, Канта и Гегеля.
По Аристотелю философия как наука о первых началах «это безраздельно господствующая и руководящая наука, наука, которой все другие, как рабыни, не вправе сказать и слова против»1.
Между философией и частными науками устанавливается определенная субординация, в которой просматривается статус философии как «науки наук», противостоящей частным наукам.
Понятие «метафизика» стало синонимом философской науки о первых началах, о всеобщих характеристиках бытия.
Для Канта метафизика является подлинной философией.
Источник метафизического знания не объекты, а разум.
В целом, по Канту, метафизика должна основываться на гносеологии, на учении о всеобщем в мышлении.
Идеалистическая трактовка всеобщего как предмета философии характерна для Гегеля.
Всеобщее в его понимании существует исключительно в сфере
«чистого мышления».
Философия это наука о всеобщем.
Всеобщее есть чистая мысль.
Материализм в этом смысле не может быть философией.
Таким образом, абсолютизация общего, противопоставление науки о «всеобщем» наукам о «единичностях» приводит к умозрительному, расширительному толкованию предмета и функций философии.
Философия как наука о всеобщем в системе Гегеля выступала как «царица наук», подчинявшая материал частных наук своим схемам «триадам».
' Аристотель.
Метафизика.
Н-Л, 1934.
С.
45.
46

[Back]