Проверяемый текст
Кашапов Федор Адеевич. Философские основания биоэтики (Диссертация 2005)
[стр. 28]

к псевдопроблемам и объявляются лишенными научного смысла.
Позитивизм это попытка отделить науку от философии, аналогичная попытке вырвать этику из рук философии и биологизировать её, т.е.
создать сциентистскую модель биоэтики.
Поучительным является вывод, к которому приходит логический позитивизм: «предметом философии не может быть даже теория познания, которая имеет всё ещё слишком мировоззренческий, слишком содержательный
характер.
Философия вообще, по их мнению, не имеет предмета, потому что она не содержательная наука о какой-то реальности, а род деятельности, сводящийся к анализу естественных и искусственных языков»1.
С.Л.
Франк через критику позитивизма излагает своё понимание предмета философии.
«Каково же подлинное систематическое отношение между специальными науками и философией? Каков особый предмет философии как самостоятельной науки? Часто думают, что научно обоснованное цельное мировоззрение можно приобрести путём изучения основных выводов всех наук, то есть что-то, что называется философией, есть лишь энциклопедия научного знания.
Существует направление мыслей, так называемый позитивизм, которое так понимает философию, тоесть в сущности отрицает её как самостоятельную науку...
Это мнение опирается на мысль, что мир или бытие без остатка разделены на области изучения отдельных наук и что для философии как особой науки, поэтому не остается более особого предмета.
Однако это мнение ложно.
Иначе говоря: изучая целое только в его частях, мы не познаем его, даже изучив все его части, ибо целое есть не простая сумма частей, а их единство, то есть система отношений между частями...
Философия же пытается познать бытие и жизнь именно как целое предмет, не изучаемый никакой другой наукой»2.
Метафизическое понимание соотношения целого и частей спроецированное на соотношение философии и специальных наук приводит Конта к отрицанию философии как самостоятельной науки.
С позиций
1 1 Лекторский В.
А.
От позитивизма к неопозитивизму // Буржуазная философия XX века.
М., Изд.
полит, литературы.
1974.
С.
117.
2 Франк С.Л.
Понятие философии.
Взаимоотношение философии и науки // На переломе.
Философские дискуссии 20-х годов: Философия и мировоззрение.
М., 1990.
С.
121-122.

28
[стр. 51]

51 когда игнорируют или бранят её...
и те, кто больше всех ругает философию, являются рабами как раз наихудших вульгаризированных остатков наихудших философских учений»1.
По Н.
Бердяеву позитивизм также является философией, но философией наукообразной, которая отрекается от мудрости и в этом видит свое завоевание.
«Такое деградированное положение философского познания соответствует стадии, в которой философия хочет быть наукой и попадает в рабскую зависимость от науки...
Философии вечно угрожает рабство то со стороны религии, то со стороны науки, и трудно ей удержаться в своем собственном месте, отстоять свой собственный путь.
И она отстаивает такую форму независимости, которая должна быть признана ложной.
Ложным является притязание философии быть независимой от жизни и жизни противоположной»2.
Главный тезис позитивизма состоит в том, что всё подлинное («позитивное») знание о мире может быть получено только частными науками и что философия как самостоятельная наука, претендующая на содержательное исследование особой сферы реальности, не имеет права на существование.
Позитивизм стремится лишить науку мировоззренческого значения и доказать чуждость науке всей традиционной философской проблематики.
Основное назначение философии, сводимой к тому же к теории научного познания, позитивисты видели в элиминации из науки всех так называемых «метафизических фикций».
Фундаментальные философские вопросы относятся к псевдопроблемам и объявляются лишенными научного смысла.
Позитивизм это попытка отделить науку от философии, аналогичная попытке вырвать этику из рук философии и биологизировать её, т.е.
создать сциентистскую модель биоэтики.
Поучительным является вывод к которому приходит логический позитивизм: «предметом философии не может быть даже теория познания, которая имеет всё ещё слишком мировоззренческий, слишком содержательный
1 Энгельс Ф.
Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф.
Соч.
Т.20.
С.
524-525.
2 Бердяев Н.
О назначении человека// Опыт парадоксальной этики.
М., 2003.
С.
28.


[стр.,52]

52 характер.
Философия вообще, по их мнению, не имеет предмета, потому что она не содержательная наука о какой-то реальности, а род деятельности, сводящийся к анализу естественных и искусственных языков»1.
С.Л.
Франк через критику позитивизма излагает своё понимание предмета философии.
«Каково же подлинное систематическое отношение между специальными науками и философией? Каков особый предмет философии как самостоятельной науки? Часто думают, что научно обоснованное цельное мировоззрение можно приобрести путём изучения основных выводов всех наук, то есть что то, что называется философией, есть лишь энциклопедия научного знания.
Существует направление мыслей, так называемый позитивизм, которое так понимает философию, то есть в сущности отрицает её как самостоятельную науку...
Это мнение опирается на мысль, что мир или бытие без остатка разделены на области изучения отдельных наук и что для философии как особой науки поэтому не остается более особого предмета.
Однако это мнение ложно...
Иначе говоря: изучая целое только в его частях, мы не познаем его, даже изучив все его части, ибо целое есть не простая сумма частей, а их единство, то есть система отношений между частями...
Философия же пытается познать бытие и жизнь именно как целое предмет, не изучаемый никакой другой наукой»2.
Метафизическое понимание соотношения целого и частей спроецированное на соотношение философии и специальных наук приводит Конта к отрицанию философии как самостоятельной науки.
С позиций
позитивизма, система специальных наук, отображающих мир по частям, даёт целостное описание мира, не оставляющее места для философии.
Однако с позиций диалектики известно, что целое не сводится к сумме частей, что целое обладает новым качеством и соответственно такими специфическими свойствами и отношениями, которые «не схватываются» даже «суммой» 1 Лекторский В.А.
От позитивизма к неопозитивизму // Буржуазная философия XX века.
М., Изд.
полит, литературы.
1974.
С.
117.
2 Франк С.Л.
Понятие философии.
Взаимоотношение философии и науки // На переломе.
Философские дискуссии 20-х годов: Философия и мировоззрение.
М., 1990.
С.121-122.

[Back]