Проверяемый текст
Кашапов Федор Адеевич. Философские основания биоэтики (Диссертация 2005)
[стр. 30]

философии.
Таким образом, в ходе развития философии сформировались две взаимоисключающие друг друга концепции в понимании предмета философии.
Одна крайность связана с абсолютизацией общего, а другая крайность с абсолютизацией единичного, то есть «спекулятивное» и «позитивистское»
понимание предмета философии.
«Слишком философское», далёкое от науки и «слишком научное», далекое от философии.
При этом в центре внимания неизменно находится вопрос о взаимоотношении философии и науки, философии и жизни.
В западноевропейской философии предпринимаются попытки создать такую философскую систему, которая могла бы соответствовать духу современной науки и жизни, научную философию и философию жизни.
В.В.
Орлов отмечает, что «научная философия преодолевает обе крайние точки зрения на предмет и роль философии чрезвычайно широкое и «нигилистическое» истолкование последней.
Однако если первая, античная концепция философии содержала большой рациональный смысл высокую оценку роли философии в человеческом познании, то вторая, негативная, представляет интерес как чрезмерная крайность, недопустимое
упрощение»!.
Возникновение философии марксизма как особого диалектикоматериалистического типа мышления означает решительную ликвидацию прежней, спекулятивной философии с её претензией стоять над науками в век бурного развития науки.
Отметим, что вскрыв природу спекулятивной и позитивистской модели философии можно подойти к пониманию истинного предмета научной философии.
Таким образом, философия, безусловно, имеет свой особенный предмет исследования, не подменяющий «натурфилософски» частные науки и не стоящий «спекулятивно» над другими науками.
Основой идентификации той или иной науки является именно предметная область, которой она занимается, однако вычислить предмет философии в некоторых отношениях оказывается труднее, чем предметы
1 1 Орлоп В.В.
Основы философии.
Часть первая.
Обшая философия.
Вып 1.
Пермь, 1997.
С.
99.

30
[стр. 53]

53 специальных наук и поэтому познание бытия и жизни именно как целого составляет предмет особой науки философии.
«Философии мир раскрывается иначе, чем науке, и путь ее познания иной.
Науки имеют дело с частичной отвлеченной действительностью, им не открывается мир как целое, ими не постигается смысл мира...
Вопреки Гуссерлю, который делает по-своему грандиозные усилия придать философии характер чистой науки и вытравить из нее элементы мудрости, философия всегда была и всегда будет мудростью.
Конец мудрости есть конец философии.
Философия есть любовь к мудрости и раскрытие мудрости в человеке, творческий прорыв к смыслу бытия»1.
Действительно, философия обречена вести мучительную борьбу за свои права, она не хочет быть религией, но и не хочет быть наукой.
Философии одинаково чужды «спекулятивная» религиозность и «позитивистская» научность.
Медицина, разделяя трагическую судьбу философии, так же вынуждена вести борьбу за свои права.
Биоэтика как философия медицины пытается избежать крайностей спекулятивного и позитивистского подхода к человеку в своих рекомендациях.
Борьба в философии и биоэтике «за свои права» это борьба за человека, за его право быть личностью, а не объектом для научного исследования.
Чтобы избавиться от философии необходимо либо уничтожить целостные структуры и закономерности бытия, либо редуцировать целое к сумме частей, либо лишить философию мудрости или мудрость редуцировать к знанию.
Если первое онтологически невозможно, то второе как гносеологическая процедура вполне допускается, если учитывается при этом её механистическая ограниченность.
Но это такая ограниченность, которая ‘ведет к смерти философии.
Таким образом, в ходе развития философии сформировались две взаимоисключающие друг друга концепции в понимании предмета философии.
Одна крайность связана с абсолютизацией общего, а другая крайность с абсолютизацией единичного, то есть «спекулятивное» и «позитивистское»
’ Бердяев Н.
О назначении человека//Опыт парадоксальной этики.
Мм 2003.
С.
31.


[стр.,54]

54 понимание предмета философии.
«Слишком философское», далёкое от науки и «слишком научное», далекое от философии.
При этом в центре внимания неизменно находится вопрос о взаимоотношении философии и науки, философии и жизни.
В западноевропейской философии предпринимаются попытки создать такую философскую систему, которая могла бы соответствовать духу современной науки и жизни, научную философию и философию жизни.
В.В.
Орлов отмечает, что «научная философия преодолевает обе крайние точки зрения на предмет и роль философии чрезвычайно широкое и «нигилистическое» истолкование последней.
Однако если первая, античная концепция философии содержала большой рациональный смысл высокую оценку роли философии в человеческом познании, то вторая, негативная, представляет интерес как чрезмерная крайность, недопустимое
упрощение»1.
Возникновение философии марксизма как особого диалектикоматериалистического типа мышления означает решительную ликвидацию прежней, спекулятивной философии с её претензией стоять над науками в век бурного развития науки.
Отметим, что вскрыв природу спекулятивной и позитивистской модели философии можно подойти к пониманию истинного предмета научной философии.
Таким образом, философия безусловно имеет свой особенный предмет исследования, не подменяющий «натурфилософски» частные науки и не стоящий «спекулятивно» над другими науками.
Основой идентификации той или иной науки является именно предметная область, которой она занимается, однако вычислить предмет философии в некоторых отношениях оказывается труднее, чем предметы
естественных наук.
Здесь приходится реконструировать исторические представления о предмете познания.
Взаимосвязь философии и частных наук особенно поучительна.
Сама наука в свое время была порождена философией.
«И религия и наука могут внутренне оплодотворять философское познание, но они не должны делаться внешним 1 Орлов В.В.
Основы философии.
Часть первая.
Обшая философия.
Вып.1.
Пермь, 1997.
С.
99.

[Back]