Проверяемый текст
Кашапов Федор Адеевич. Философские основания биоэтики (Диссертация 2005)
[стр. 32]

вообще и перестала существовать.
Появление частных наук ведет к сужению сферы философии.
В конечном итоге «предмет» философии должен «распочковаться».
Как утверждал В.
Виндельбанд: «Философия подобна королю Лиру, который роздал своим детям все свое имущество и которого вслед за тем, как нищего, выбросили на
улицу»!.
По логике «распочкования» у философии не остается своего предмета исследования, почти все некогда философские области оказывается «распредмечены», «разобраны» и «приватизированы» частными науками.
Согласно концепции «предметного самоопределения философии» в предмете философии не содержатся объективные предметы специальных нефилософских наук, а философия не должна брать на себя задачу некоей «науки наук».
Предмет философии в
объектом смысле стабилен, а в субъектном смысле предмет философии, не сужается, а непрерывно расширяется и углубляется.
Из двух взаимоисключающих взглядов на предмет философии, исходя из объективной логики развития взаимоотношения философии и частнонаучного знания, предпочтение целесообразно отдать концепции «предметного самоопределения философии».
П.В.
Алексеев пишет: «Предмет философии не «распочковывался», предметы естественных наук не порождались им.
Частные науки и сама философия выделялись, обретя свой предмет, из совокупного
л преднаучного знания («прогознания»)» ' Что же является предметом философии? Исходя из концепции «предметного самоопределения философии» включающей в себя в качестве конструирующего фактора потребность в целостной, максимально обобщенной картине мира, П.В.
Алексеев в 1978 г.
предложил следующую модель рассмотрения предмета философии.
«Предметом философии является всеобщее в системе «мир человек».
Эта система при первичном подразделении распадается на две относительно противоположные, но взаимосвязанные подсистемы «мир» и «человек».
Каждая из сторон, в свою очередь.

1 2 1 Цгг.
по: Алексеев П.В.
Предмет, структура и функции диалектического материализма.
М., 1978.
С.

17.

2 Алексеев П.В.
Предмет, струетура и функции диалектического материализма.
М., 1978.
С.

27.

32
[стр. 45]

45 философии представляет собой определенную систему и как некоторая целостность состоит из элементов и структуры, которые раскрываются теми или иными гранями на фоне конкретных социокультурных условий.
Вопрос о том, что изучает современная философия это ключевой вопрос в осмыслении взаимосвязи философии и биоэтики, этики и жизни.
Поиск и выявление истинного предмета исследования всегда представляется принципиально важным, так как это позволяет определить не вымышленную, а действительную роль философии в духовной культуре, системе наук и в жизни человека.
Рассмотрим, как изменялось содержание философии, как изменялись представления философов о предмете своей философии.
П.В.
Алексеев пишет: «Рассмотрение вопроса о предмете и функциях философии непосредственно связано с выяснением отношения философии и частных наук в историческом аспекте и предполагает определённую оценку концепции «распочкования предмета философии» и концепции «предметного самоопределения философии»1.
В
истории философии наметились две основные тенденции в понимании предмета философии: с одной стороны, абсолютизация общего и с другой стороны, абсолютизация единичного.
Исторически первая точка зрения возникла в античной философии, для неё характерно расширительное толкование предмета философии, совпадающее с предметом науки вообще.
Предмет философии это мир в целом.
Один из первых философов Фалес из Милета (ок.
624-544 г.г.
до н.э.) вопрошал: «Что есть всё?».
Основной философской проблемой милетцев был рациональный поиск первоначала всего мироздания.
Появление философии связывается с переходом от образного (мифологического) представления о мире к понятийному (рациональному).
Познание «разумного» первоначала бытия приводило к тому, что философия постепенно становилась «царицей наук».
В это время философия рассматривается как все научное знание в целом в противоположность вере.
В античной философии все вопросы решались в умозрительной форме.
Одним из 1 Алексеев П.В.
Предмет, структура и функции диалектического материализма.
М., 1978.
С.

17.


[стр.,55]

55 авторитетом для него»1 2.
От философии нельзя требовать, чтобы она была во всем сообразной с наукой.
Рабство от самодержавной науки не менее тяжко, чем рабство от религии.
Н.
Бердяев пишет: «Никто не отрицает, что философия должна считаться с развитием наук, должна учитывать результаты наук.
Но из этого не следует, что она должна подчинятся наукам в своих высших созерцаниях и уподобляться им, соблазнятся их шумными внешними успехами: философия есть знание, но невозможно допустить, что она есть знание, во всем подобное науке.
Ведь проблема в том и заключается, есть ли философия философия, или она есть наука или религия.
Философия есть особая сфера духовной культуры, отличается от религии и науки, но находящаяся в сложном 'Л взаимодействии с наукой и религии» .
Действительно, можно перечислить ряд принципов, которые не зависят от результатов науки.
Это принцип единства мира, принцип всеобщей связи, принцип развития, принцип гуманизма.
Учение Платона об идеях никогда не устареет от ошеломляющих успехов естествознания, если даже будет найден какой либо материальный эквивалент идеи, как это произошло в генетике в виде открытия генома организма.
Формирование «особенного» предмета философии наиболее глубоко исследовано в работах П.В.Алексеева.
В противоположность концепции «распочкования предмета философии» П.В Алексеев выдвинул и обосновал концепцию «предметного самоопределения философии».
Между двумя концепциями имеется существенное различие по поводу того, что считать предметом философии.
Концепция «распочкования» приводит к выводу о том, что в процессе исторического развития философия «исключалась» из науки вообще и перестала существовать.
Появление частных наук ведет к сужению сферы философии.
В конечном итоге «предмет» философии должен «распочковаться».
Как утверждал В.
Виндельбанд: «Философия подобна королю Лиру, который роздал своим детям все свое имущество и которого вслед за тем, как нищего, выбросили на
улицу»3.
По логике «распочкования» у 1 Бердяев Н.
О назначении человека//Опыт парадоксальной этики.
М., 2003.
С.
28.
2 Там же.
С.
30.
3 Цит.
по: Алексеев П.В.
Предмет, структура и функции диалектического материализма.
М., 1978.
С.

17.


[стр.,56]

философии не остается своего предмета исследования, почти все некогда философские области оказывается «распредмечены», «разобраны» и «приватизированы» частными науками.
Согласно концепции «предметного самоопределения философии» в предмете философии не содержатся объективные предметы специальных нефилософских наук, а философия не должна брать на себя задачу некоей «науки наук».
Предмет философии в
объектном смысле стабилен, а в субъектном смысле предмет философии, не сужается, а непрерывно расширяется и углубляется.
Из двух взаимоисключающих взглядов на предмет философии, исходя из объективной логики развития взаимоотношения философии и частнонаучного знания, предпочтение целесообразно отдать концепции «предметного самоопределения философии».
П.В.
Алексеев пишет: «Предмет философии не «распочковывался», предметы естественных наук не порождались им.
Частные науки и сама философия выделялись, обретя свой предмет, из совокупного
преднаучного знания («протознания»)»1.
Что же является предметом философии? Исходя из концепции «предметного самоопределения философии» включающей в себя в качестве конструирующего фактора потребность в целостной, максимально обобщенной картине мира, П.В.
Алексеев в 1978 г.
предложил следующую модель рассмотрения предмета философии.
«Предметом философии является всеобщее в системе «мир человек».
Эта система при первичном подразделении распадается на две относительно противоположные, но взаимосвязанные подсистемы «мир» и «человек».
Каждая из сторон, в свою очередь,
подразделяется на уровни, а взаимоотношения между этими сторонами — на четыре аспекта: онтологический, познавательный, аксиологический, духовнопрактический»2.
Далее дается следующее пояснение: «В предмет философии входит всеобщее в материальном бытии и всеобщее, характеризующее 56 1 Алексеев П.В.
Предмет, структура и функции диалектического материализма.
М., 1978.
С.

27.

2 Алексеев П.В., Панин А.В.
Философия.
Учебник.
М.,2001.
С.
50.

[Back]