Проверяемый текст
Кашапов Федор Адеевич. Философские основания биоэтики (Диссертация 2005)
[стр. 33]

подразделяется на уровни, а взаимоотношения между этими сторонами — на четыре аспекта: онтологический, познавательный, аксиологический, духовнопрактический»!.
Далее дается следующее пояснение: «В предмет философии входит всеобщее в материальном бытии и всеобщее, характеризующее
целостное бытие человека...
Но предмет философии в еще большей степени отличен
ог предмета частных наук, изучающих материальное бытие и человека тем, что он представляет собой отношение человека к миру, мира к человеку...
Предмет философии в материальном бытии составляет не всякое всеобщее, а такое, которое связано с отношением к нему человека...
Философия это система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому
миру»2.
Позиция П.В.
Алексеева подвергается критике со стороны А.
Никифорова, который утверждает, что «научный статус философии стал чем-то вроде общего предрассудка».
Он дает
следующее уточнение: «Понимание философии как науки выражает очень старую и до недавнего времени господствующую традицшо»з.
Родоначальники западноевропейской философии Платон и Аристотель считали ее наукой, более того, самой главной наукой наукой о наиболее общих и фундаментальных принципах бытия.
Это понимание удержалось вплоть до XIX века.
Например, И.
Кант писал «если существует наука, действительно нужная человеку, то это та, которой я учу а именно, подобающим образом занять указанное человеку место в мире и из которой можно научиться тому, каким надо быть, чтобы быть
человеком»4.
Далее А.Л.
Никифоров отмечает что, лишь в середине XIX в.
позитивизм несколько поколебал это представление.
Тем не менее мы его вновь обнаруживаем и в XX в.: «...философия есть всеобщая наука, имеющая своей целью соединить в единую беспротиворечивую систему познания, добытые специальными науками, и свести всеобщее употребляемые наукой методы и предпосылки познания к их
принципам»5.
1 1 Алексеев П.В., Панин А В.
Философия.
Учебник.
М.,2001.
С.
50
2 Там ;ке С.
51.
3 Никифоров А.
Природа философии: Основы философии.
М., 2001.
С.
17.

4 Кант И.
Соч.: В 6 т.
М., 1964.
Т 2 С.
206.
5 ВунлгВ.
Введение в философию.
М., 1998, первое изд.
1901г.

33
[стр. 56]

философии не остается своего предмета исследования, почти все некогда философские области оказывается «распредмечены», «разобраны» и «приватизированы» частными науками.
Согласно концепции «предметного самоопределения философии» в предмете философии не содержатся объективные предметы специальных нефилософских наук, а философия не должна брать на себя задачу некоей «науки наук».
Предмет философии в объектном смысле стабилен, а в субъектном смысле предмет философии, не сужается, а непрерывно расширяется и углубляется.
Из двух взаимоисключающих взглядов на предмет философии, исходя из объективной логики развития взаимоотношения философии и частнонаучного знания, предпочтение целесообразно отдать концепции «предметного самоопределения философии».
П.В.
Алексеев пишет: «Предмет философии не «распочковывался», предметы естественных наук не порождались им.
Частные науки и сама философия выделялись, обретя свой предмет, из совокупного преднаучного знания («протознания»)»1.
Что же является предметом философии? Исходя из концепции «предметного самоопределения философии» включающей в себя в качестве конструирующего фактора потребность в целостной, максимально обобщенной картине мира, П.В.
Алексеев в 1978 г.
предложил следующую модель рассмотрения предмета философии.
«Предметом философии является всеобщее в системе «мир человек».
Эта система при первичном подразделении распадается на две относительно противоположные, но взаимосвязанные подсистемы «мир» и «человек».
Каждая из сторон, в свою очередь, подразделяется на уровни, а взаимоотношения между этими сторонами — на четыре аспекта: онтологический, познавательный, аксиологический, духовнопрактический»2.
Далее дается следующее пояснение: «В предмет философии входит всеобщее в материальном бытии и всеобщее, характеризующее
56 1 Алексеев П.В.
Предмет, структура и функции диалектического материализма.
М., 1978.
С.
27.
2 Алексеев П.В., Панин А.В.
Философия.
Учебник.
М.,2001.
С.
50.


[стр.,57]

57 целостное бытие человека...
Но предмет философии в еще большей степени отличен
от предмета частных наук, изучающих материальное бытие и человека тем, что он представляет собой отношение человека к миру, мира к человеку...
Предмет философии в материальном бытии составляет не всякое всеобщее, а такое, которое связано с отношением к нему человека...
Философия это система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому
миру»1.
Позиция П.В.
Алексеева подвергается критике со стороны А.
Никифорова, который утверждает, что «научный статус философии стал чем-то вроде общего предрассудка».
Он дает
следующие уточнение: «Понимание философии как науки выражает очень старую и до недавнего времени господствующую традицию»2.
Родоначальники западноевропейской философии Платон и Аристотель считали ее наукой, более того, самой главной наукой наукой о наиболее общих и фундаментальных принципах бытия.
Это понимание удержалось вплоть до XIX в.
Например, И.
Кант писал «если существует наука, действительно нужная человеку, то это та, которой я учу а именно, подобающим образом занять указанное человеку место в мире и из которой можно научиться тому, каким надо быть, чтобы быть
человеком»3.
Далее А.Л.
Никифоров отмечает что, лишь в середине XIX в.
позитивизм несколько поколебал это представление.
Тем не менее мы его вновь обнаруживаем и в XX в.: «...философия есть всеобщая наука, имеющая своей целью соединить в единую беспротиворечивую систему познания, добытые специальными науками, и свести всеобщее употребляемые наукой методы и предпосылки познания к их
принципам»4.
Правда, пишет А.Л.
Никифоров, авторы учебника «уже не просто провозглашают, что философия есть наука, но и уже испытывают потребность обосновать это еще недавно казавшееся незыблемым положение».
Если некоторое убеждение держится так долго, то в нем должна быть какая-то глубокая правда.
Эта правда относится во времена античности, когда 1 Там же.
С.
51.
2 Никифоров Л.
Природа философии: Основы философии.
М., 2001.
С.
17.

3 Кант И.
Соч.: В 6 т.
М.,1964.
Т.2.
С.
206.
4 Вундт В.
Введение в философию.
М., 1998, первое изд.
1901г.

[Back]