Проверяемый текст
Кашапов Федор Адеевич. Философские основания биоэтики (Диссертация 2005)
[стр. 34]

Прайда, пишет А.Л.
Никифоров, авторы учебника «уже не просто провозглашают, что философия есть наука, но и уже испытывают потребность обосновать это еще недавно казавшееся незыблемым положение».
Если некоторое убеждение держится так долго, то в нем должна быть какая-то глубокая правда.
Эта правда относится во времена античности, когда
нарождающееся научное знание противопоставило себя мифу именно в образе философии.
И тогда философия действительно была наукой.
А.Л.
Никифоров заключает: «Научное знание в форме конкретных наук о природе и о душе прочно стало на ноги, и, как мне представляется, в течение последнего столетия квалификация философии как науки это просто дань великой, но уже давно умершей традиции.
Философия давно перестала быть наукой и осталась просто философией, хотя и сохранила некоторые наукообразные черты, отмеченные П.В.
Алексеевым и А.В.
Паниным» 1.

Далее приводятся аргументы в пользу того взгляда, что «философия вовсе не является наукой»2.
Необходимо отметить, что критика концепции П.В.
Алексеева и А.В.
Панина по вопросу о природе и предмете философии проводится с позиций позитивизма, отрицания всеобщего в предмете философии и отрицания диалектики.
Так А.Л.
Никифоров признается: «Я никогда не понимал
диалектики»з.
С точки зрения позитивизма или представителей естественных наук философия, как и многие гуманитарные науки, критериям научности не отвечает.
Тезис о том, что философия наука, давно оспаривается: «...
философия может быть определена сугубо негативна как
го, что не является ни наукой, ни религией»**.
При этом подчеркивается, что научная практика склоняется к тому, чтобы относить философию скорее к явлениям культуры, нежели науки.
Философия находится «на переднем крае» исследования «вечно актуальных» и вновь возникающих проблем.
А.
А.
Гусейнов пишет: «Философия есть...
отказ от узнанного, научно освоенного мира, вытоптанного и наскучившего, равнозначный расширению границ мира.
Это выход за
1 1 Никифоров А.
Природа философии: Основы философии.
М., 2001.
С.

18.
2 Там же.
С.
25.
3 Там же.
С.
39.
"
Гусейнов А.Л.
Философия: между знаниями и ценностями//Философские науки.
2000.

Хе2.
С.
55.
34
[стр. 57]

57 целостное бытие человека...
Но предмет философии в еще большей степени отличен от предмета частных наук, изучающих материальное бытие и человека тем, что он представляет собой отношение человека к миру, мира к человеку...
Предмет философии в материальном бытии составляет не всякое всеобщее, а такое, которое связано с отношением к нему человека...
Философия это система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру»1.
Позиция П.В.
Алексеева подвергается критике со стороны А.
Никифорова, который утверждает, что «научный статус философии стал чем-то вроде общего предрассудка».
Он дает следующие уточнение: «Понимание философии как науки выражает очень старую и до недавнего времени господствующую традицию»2.
Родоначальники западноевропейской философии Платон и Аристотель считали ее наукой, более того, самой главной наукой наукой о наиболее общих и фундаментальных принципах бытия.
Это понимание удержалось вплоть до XIX в.
Например, И.
Кант писал «если существует наука, действительно нужная человеку, то это та, которой я учу а именно, подобающим образом занять указанное человеку место в мире и из которой можно научиться тому, каким надо быть, чтобы быть человеком»3.
Далее А.Л.
Никифоров отмечает что, лишь в середине XIX в.
позитивизм несколько поколебал это представление.
Тем не менее мы его вновь обнаруживаем и в XX в.: «...философия есть всеобщая наука, имеющая своей целью соединить в единую беспротиворечивую систему познания, добытые специальными науками, и свести всеобщее употребляемые наукой методы и предпосылки познания к их принципам»4.
Правда, пишет А.Л.
Никифоров, авторы учебника «уже не просто провозглашают, что философия есть наука, но и уже испытывают потребность обосновать это еще недавно казавшееся незыблемым положение».
Если некоторое убеждение держится так долго, то в нем должна быть какая-то глубокая правда.
Эта правда относится во времена античности, когда
1 Там же.
С.
51.
2 Никифоров Л.
Природа философии: Основы философии.
М., 2001.
С.

17.
3 Кант И.
Соч.: В 6 т.
М.,1964.
Т.2.
С.
206.
4 Вундт В.
Введение в философию.
М., 1998, первое изд.
1901г.


[стр.,58]

58 нарождающееся научное знание противопоставило себя мифу именно в образе философии.
И тогда философия действительно была наукой.
А.Л.
Никифоров заключает: «Научное знание в форме конкретных наук о природе и о душе прочно стало на ноги, и, как мне представляется, в течение последнего столетия квалификация философии как науки это просто дань великой, но уже давно умершей традиции.
Философия давно перестала быть наукой и осталась просто философией, хотя и сохранила некоторые наукообразные черты, отмеченные П.В.
Алексеевым и А.В.
Паниным»1
2.
Далее приводятся аргументы в пользу того взгляда, что «философия вовсе не является наукой» .
Необходимо отметить, что критика концепции П.В.
Алексеева и А.В.
Панина по вопросу о природе и предмете философии проводится с позиций позитивизма, отрицания всеобщего в предмете философии и отрицания диалектики.
Так А.Л.
Никифоров признается: «Я никогда не понимал
диалектики»3.
С точки зрения позитивизма или представителей естественных наук философия, как и многие гуманитарные науки, критериям научности не отвечает.
Тезис о том, что философия наука, давно оспаривается: «...
философия может быть определена сугубо негативна как
то, что не является ни наукой, ни религией»4.
При этом подчеркивается, что научная практика склоняется к тому, чтобы относить философию скорее к явлениям культуры, нежели науки.
Философия находится «на переднем крае» исследования «вечно актуальных» и вновь возникающих проблем.
А.
А.
Гусейнов пишет: «Философия есть...
отказ от узнанного, научно освоенного мира, вытоптанного и наскучившего, равнозначный расширению границ мира.
Это выход за
пределы мира науки..., прорыв в неизвестность»5.
Ученый живет не только «в лучах ясного знания», но по большей мере в «сумерках вероятности» (Дж.
1 Никифоров А.
Природа философии: Основы философии.
М., 2001.
С.
18.
2 Там же.
С.
25.
3 Там же.
С.
39.

4 Гусейнов А.Л.
Философия: между знаниями и ценностями//Философские науки.
2000.

№2.
С.
55.
5 Там же.
С.
55-56.

[Back]