пределы мира науки..., прорыв в неизвестность»!. Ученый живет не только «в лучах ясного знания», но по большей мере в «сумерках вероятности» (Дж. Локк). «Философия. писал Б. Рассел. представляет собой размышления о таких предметах, точное знание о которых еще невозможно»2. С.М. Зимин предлагает выделить три функции философии. Во-первых, философия есть предвестник науки, она первой приступает к исследованию проблем, для полноценного научного исследования которых еще не сложились условия. Во-вторых, философия есть интегратор знания, она сводит воедино результаты, полученные отдельными науками, обобщает их в более или менее целостную картину мира. В-третьих, философия есть междисциплинарное исследование, это функция «наведения мостов» между разобщающимися научными дисциплинами. Все эти три функции философии достаточно уязвимы с точки зрения классической науки. С.М. Зимин заключает: «И все же, если бы философия не выполняла эти функции, познание очень многое бы потеряло с точки зрения новизны (расширения горизонта познания на новые, неисследованные еще области), завершенности и целостности. Поэтому, пусть не вся философия может быть однозначно отнесена к науке, но она, бесспорно, является таким явлением культуры, без которого научное познание являлось бы в чем-то неполноценным, дискретным и не завершенным»з. Изучая философию в исторической перспективе, В.В. Соколов отмечает, что, хотя ее стержнем является любовь к мудрости, тем не менее, ведущим началом является философское знание, сформулированное в рациональной форме. Поэтому ее можно определить так: «Философия это наиболее систематизированное, максимально рационализированное мировоззрение своей эпохи»4. В.В Орлов определяет предмет философии не только в терминах всеобщего, но и сущности: предмет философии это «сущность мира, сущность человека, место человека в мире, смысл и сущность его 1 * Гусейнов А.А. Философия: межлу знаниями и ценностями//Философские науки. 2000. №2. С. 55-56. : Рассел Б. Искусство мыслюь. М., 1999. 1 Зимин С.М. Философия как наука и как явление культуры //Философия и общество 2003. >&3. С. 137-138. 4 Соколов В.В. Философия в исторической перспективе// Вопросы философии. 1998. „\е2 С 137. 35 |
59 Локк). «Философия, писал Б. Рассел, представляет собой размышления о таких предметах, точное знание о которых еще невозможно»1. С.М. Зимин предлагает выделить три функции философии. Во-первых, философия есть предвестник науки, она первой приступает к исследованию проблем, для полноценного научного исследования которых еще не сложились условия. Во-вторых, философия есть интегратор знания, она сводит воедино результаты, полученные отдельными науками, обобщает их в более или менее целостную картину мира. В-третьих, философия есть междисциплинарное исследование, это функция «наведения мостов» между разобщающимися научными дисциплинами. Все эти три функции философии достаточно уязвимы с точки зрения классической науки. С.М. Зимин заключает: «И все же, если бы философия не выполняла эти функции, познание очень многое бы потеряло с точки зрения новизны (расширения горизонта познания на новые, неисследованные еще области), завершенности и целостности. Поэтому, пусть не вся философия может быть однозначно отнесена к науке, но она, бесспорно, является таким явлением культуры, без которого научное познание являлось бы в чем-то неполноценным, дискретным и не завершенным»2. Изучая философию в исторической перспективе, В.В. Соколов отмечает, что, хотя се стержнем является любовь к мудрости, тем не менее, ведущим началом является философское знание, сформулированное в рациональной форме. Поэтому ее можно определить так: «Философия это наиболее систематизированное, максимально рационализированное мировоззрение своей эпохи»3. В.В Орлов определяет предмет философии не только в терминах всеобщего, но и сущности: предмет философии это «сущность мира, сущность человека, место человека в мире, смысл и сущность его существования»4. Отметим следующее замечание Н. Бердяева. «Совершенно недостаточно определить философию как учение о принципах или как наиболее обобщенное 1 Расссл Б. Искусство мыслить. М., 1999. 2 Зимин С.М. Философия как наука и как явление культуры //Фаюсофия и общество. 2003. №3. С. 137-138. 3 Соколов В.В. Философия в исторической перспективе// Вопросы философии. 1998. №2. С. 137. 4 Орлов В.В. Основы философии. Часть первая. Общая философия. Вып. 1. Пермь, 1997. С. 99. |