существования»1. Отметим следующее замечание Н. Бердяева. «Совершенно недостаточно определить философию как учение о принципах или как наиболее обобщенное знание о мире как о целом или даже как учение о сущности бытия. Главный признак, отличающий философское познание от научного, нужно видеть в том, что философия познает бытие из человека и через человека, в человеке видит разгадку смысла, наука же познает бытие как бы вне человека, отрешено от человека»2. Подробное описание формирования предмета философии связано с тем, что от этого зависит глубина и предметность обсуждения философских проблем биоэтики. П.В. Алексеев отмечает: «Все философские проблемы спроецированы на предмет философии, его отражают и его спецификой обусловлены. Своеобразие этих проблем это прежде всего своеобразие предмета философии. Всеобщее в системе «мир человек», составляющее предмет философского познания, и является предметным основанием проблем философии»з. Такой подход, как нам представляется, является продуктивным, так как четкое вычленение предмета философии позволяет критически относится к тем концепциям, в которых поиск предмета философии заменяется анализом безусловно важнейших функций философии методологической, мировоззренческой, аксиологической, антропологической или культуротворческой. Предмет философии включает в себя функции, но не сводится к каждой из них по отдельности. Подобное сведение может привести к тому, что в системе «мир человек» могут быть утрачены подсистемы субстратного типа, т.е. либо подсистема «мир», либо подсистема «человек», либо существенные аспекты отношения человека к миру. Не претендуя на исчерпывающее определение предмета философии, то есть того, чем занимается данная наука, обозначим только подходы к решению 1 2 3 1 Орлов В.В. Основы философии. Часть первая. Общая философия. Вып. 1. Пермь, 1997. С. 99. 2 Бердяев Н. О назначении человека //Опыт парадоксальной этики. М., 2003. С. 32. 3 Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. М., 2001. С. 32-33. 36 |
59 Локк). «Философия, писал Б. Рассел, представляет собой размышления о таких предметах, точное знание о которых еще невозможно»1. С.М. Зимин предлагает выделить три функции философии. Во-первых, философия есть предвестник науки, она первой приступает к исследованию проблем, для полноценного научного исследования которых еще не сложились условия. Во-вторых, философия есть интегратор знания, она сводит воедино результаты, полученные отдельными науками, обобщает их в более или менее целостную картину мира. В-третьих, философия есть междисциплинарное исследование, это функция «наведения мостов» между разобщающимися научными дисциплинами. Все эти три функции философии достаточно уязвимы с точки зрения классической науки. С.М. Зимин заключает: «И все же, если бы философия не выполняла эти функции, познание очень многое бы потеряло с точки зрения новизны (расширения горизонта познания на новые, неисследованные еще области), завершенности и целостности. Поэтому, пусть не вся философия может быть однозначно отнесена к науке, но она, бесспорно, является таким явлением культуры, без которого научное познание являлось бы в чем-то неполноценным, дискретным и не завершенным»2. Изучая философию в исторической перспективе, В.В. Соколов отмечает, что, хотя се стержнем является любовь к мудрости, тем не менее, ведущим началом является философское знание, сформулированное в рациональной форме. Поэтому ее можно определить так: «Философия это наиболее систематизированное, максимально рационализированное мировоззрение своей эпохи»3. В.В Орлов определяет предмет философии не только в терминах всеобщего, но и сущности: предмет философии это «сущность мира, сущность человека, место человека в мире, смысл и сущность его существования»4. Отметим следующее замечание Н. Бердяева. «Совершенно недостаточно определить философию как учение о принципах или как наиболее обобщенное 1 Расссл Б. Искусство мыслить. М., 1999. 2 Зимин С.М. Философия как наука и как явление культуры //Фаюсофия и общество. 2003. №3. С. 137-138. 3 Соколов В.В. Философия в исторической перспективе// Вопросы философии. 1998. №2. С. 137. 4 Орлов В.В. Основы философии. Часть первая. Общая философия. Вып. 1. Пермь, 1997. С. 99. 60 знание о мире как о целом или даже как учение о сущности бытия. Главный признак, отличающий философское познание от научного, нужно видеть в том, что философия познает бытие из человека и через человека, в человеке видит разгадку смысла, наука же познает бытие как бы вне человека, отрешено от человека»1. Подробное описание формирования предмета философии связано с тем, что от этого зависит глубина и предметность обсуждения философских проблем биоэтики. П.В. Алексеев отмечает: «Все философские проблемы спроецированы на предмет философии, его отражают и его спецификой обусловлены. Своеобразие этих проблем это прежде всего своеобразие предмета философии. Всеобщее в системе «мир человек», составляющее предмет философского познания, и является предметным основанием проблем философии»2. Такой подход, как нам представляется, является продуктивнглм, так как четкое вычленение предмета философии позволяет критически относится к тем концепциям, в которых поиск предмета философии заменяется анализом безусловно важнейших функций философии методологической, мировоззренческой, аксиологической, антропологической или культуротворческой. Предмет философии включает в себя функции, но не сводится к каждой из них по отдельности. Подобное сведение может привести к тому, что в системе «мир человек» могут быть утрачены подсистемы субстратного типа, т.е. либо подсистема «мир», либо подсистема «человек», либо существенные аспекты отношения человека к миру. Не претендуя на исчерпывающее определение предмета философии, то есть того, чем занимается данная наука, обозначим только подходы к решению этого вопроса. Предмет философии представляет собой некоторую систему, в которой следует выделить, прежде всего, структурообразующее ядро. Элементами этого ядра, определяющими стабильность духовного мира 1 Бердяев Н. О назначении человека //Опыт парадоксальной этики. М., 2003. С. 32. 2 Алексеев П.В., Панин Л.В. Философия. Учебник. М., 2001. С. 32-33. |