Проверяемый текст
Кашапов Федор Адеевич. Философские основания биоэтики (Диссертация 2005)
[стр. 38]

самопроявления бытия, философия своим учением о мире и о человеке призвана задавать эмпирическому человеку предельно общие бытийственные, мировоззренческие ориентиры и тем самым принимать участие в его совершенствовании.
С.Л Рубинштейн писал: «Правильное отношение к бытию, к Вселенной это то, что формирует человека большого плана, образует возвышенное, героическое начало в жизни человека»1.
Благодаря этому достигается присущая философии идейная масштабность и экзистенциальная глубина, не всегда поддающаяся формализации.

Таким образом, обобщенно можно сказать, что предметом философии является всеобщее и существенное в системе «мир человек».
Опыт истории медицины показывает, что здоровье как «благо» (Платон) тождественно «гармонии» (Аристотель).
В предельном случае здоровье связано с гармонией в системе «мир человек».
Аристотель в соответствии со своим учением о четырех причинах выделил здоровье в качестве основной цели медицины и утверждал, что «медицина имеет беспредельную цель абсолютное здоровье человека».
Искусство врачевания, несомненно, связано с «содействием здоровью», с «доставлением здоровья» и с тем, «какой образ жизни вести».
В центре внимания философии находится человек, его «благо» и «гармония» с миром.
В этом заключается человеческое измерение, как философии, так и самой медицины, как духовного, так и физического здоровья.
Здоровье связано с человеческой соразмерностью бытия человека в мире.
Само понимание мира в философии связано с включенностью в него человека и с ответственностью его за результаты своей деятельности.
Человек как креативный соучастник мировой эволюции отвечает за каждый свой эволюционный «шаг» здоровьем и болезнью, жизнью и смертью.
Система «мир человек» распадается на две подсистемы «мир» и «человек».
Взаимоотношения между этими сторонами описывается в четырех аспектах: онтологическом, познавательном, аксиологическим, духовнопрактическом.
Эвристическое значение системно-структурного подхода к 1 Рубинштейн С.Л.
Человек и мир.
М., 1997.
С.
7.

38
[стр. 61]

61 философии, для нас выступают следующие ее разделы: онтология, гносеология, аксиология, антропология.
В этом плане любые философско отрефлектированные размышления идут по этим направлениям.
Каков внешний мир? Познаваем ли мир? Какова природа ценностей? Что такое человек? Данные разделы философии взаимосвязаны и образуют единое целое.
Отсутствие какого-либо элемента или его недооценка в системе приводит к ущербному пониманию философии и ее социокультурной роли.
В первом приближении предмет философии, исходя из наличия в нем указанных элементов, можно определить как мир в целом и процесс его познания, сущность человека и смысл его существования.
Для нас важно не навязать то или иное определение предмета философии, а показать, что история развития философии, структура основного вопроса философии содержит в себе достаточно прозрачную концепцию предмета философии, что позволяет самостоятельно ориентироваться в море философских проблем.
Онтология и гносеология основы фундаментальной философии.
Теория познания теснейшим образом связана с теорией бытия, то есть с онтологией.
Структура мира определяет структуру человеческого знания о нем.
Совокупность нашего знания о мире формирует тот образ мира, с которым мы соотносим дальнейшие познавательные усилия.
Онтология также связана с антропологией.
Если онтология стремится изобразить мир таким, какой он есть сам по себе, как таковой, то философская антропология не ограничивается, подобно положительной науке, картиной человека, каков он есть.
Она еще изображает человека таким, каким он должен быть.
Не удовлетворяясь общей сущностью человека, его наличным бытием, она вырабатывает некий идеал человека, своеобразную модель совершенного человека.
Тем самым философия выполняет не только просветительскую, но и воспитательную, человекообразующую функцию.
Стало быть, высвечивая предельные самопроявления бытия, философия своим учением о мире и о человеке призвана задавать эмпирическому человеку предельно общие бытийственные, мировоззренческие ориентиры и тем самым принимать участие в его

[стр.,62]

62 совершенствовании.
С.Л Рубинштейн писал: «Правильное отношение к бытию, к Вселенной это то, что формирует человека большого плана, образует возвышенное, героическое начало в жизни человека»1.
Благодаря этому достигается присущая философии идейная масштабность и экзистенциальная глубина, не всегда поддающаяся формализации.

1 Рубинштейн СЛ.
Человек и мир.
М., 1997.
С.
7.

[Back]