Проверяемый текст
Кашапов Федор Адеевич. Философские основания биоэтики (Диссертация 2005)
[стр. 44]

вопроса? Мы считаем, что философия имеет право на постановку вопроса о сущности человека и этот вопрос при определённых жизненных условиях может трансформироваться в вопрос о природе самой философии.
«Сущностное» определение человека необходимо для того, чтобы знать соответствуют ли новые либеральные этические принципы и социальные институты природе человека или не соответствуют.
Этика должна быть построена на знании сущности человеческой жизни, которая не исчерпывается биологическим измерением, т.е.
должна быть этикой глубоко понимаемой жизни, а в эпоху биотехнологической революции, биоэтикой.
В условиях, когда биомедицинские технологии претендуют на радикальное изменение природы человека, вопрос о принципах биоэтики, защищающих человека, и вопрос о соответствии социальных институтов природе человека настолько актуален, что является вопросом жизни и смерти.
Именно в этих условиях трудно согласиться с тем, что проблема сущности
человека является очередной метафизической псевдопроблемой.
Философия занимает особое место в системе наук о человеке, что позволяет говорить об устойчивом разделе философского знания философской антропологии.
Философское постижение человека связано с решением мировоззренческих, гносеологических, методологических и
аксеологических вопросов: об отношении человека к миру, о том, что такое человек, какое место занимает человек в мире, почему человек способен познавать мир, в чём смысл жизни, что определяет ценность жизни и автономность его духовного мира, каковы границы морального и правового регулирования его биомедицинской деятельности.
По проблеме необходимости постановки вопроса о сущности человека наметились две противоположные позиции.
Б.В.Марков отмечает, что философская программа, которая хочет построить философскую антропологию на биологической основе к какому-либо «сущностному» определению человека не может продвинуться.
Претензии на сущностное определение человека приводят к непримиримым противоречиям и противостоянию.
«Вызывает
44
[стр. 208]

208 Глава III.
ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА В КОНТЕКСТЕ БИОЭТИКИ зл.
Сущность человека: научный и духовный смысл.
Вопрос о сущности человека для понимания уникальности его жизни имеет важное значение, в тоже время необходимость постановки данного вопроса в исследовательской литературе подвергается сомнению.
Для чего необходимо человеку знать свою природу? Чем отличается философская постановка вопроса от религиозной или частнонаучной? Действительно, не является ли псевдопроблемой сама постановка этого вопроса? Мы считаем, что философия имеет право на постановку вопроса о сущности человека и этот вопрос при определённых жизненных условиях может трансформироваться в вопрос о природе самой философии, в вопрос о перспективе ее взаимосвязи с биоэтикой.
В связи с появлением биоэтики и развитием экологического сознания происходит переоценка морали.
Мораль не является чем-то извечным, она развивается и на место одних «вечных ценностей» приходят другие.
«Сущностное» определение человека необходимо для того, чтобы знать соответствуют ли новые либеральные этические принципы и социальные институты природе человека или не соответствуют.
Этика должна быть построена на знании сущности человеческой жизни, которая не исчерпывается биологическим измерением, т.е.
должна быть этикой глубоко понимаемой жизни, а в эпоху биотехнологической революции, биоэтикой.
В условиях, когда биомедицинские технологии претендуют на радикальное изменение природы человека, вопрос о принципах биоэтики, защищающих человека, и вопрос о соответствии социальных институтов природе человека настолько актуален, что является вопросом жизни и смерти.
Именно в этих условиях трудно согласиться с тем, что проблема сущности


[стр.,211]

211 подтверждается глубоким анализом творчества И.Т.
Фролова, данным С.А.
Пастушным1 2.
Принцип целостности включает в себя выяснение диалектического соотношения биологического и социального измерения человека, его жизни и смерти, предполагает изучение исторического и сущностного взгляда на проблему человека.
Философия занимает особое место в системе наук о человеке, что позволяет говорить об устойчивом разделе философского знания философской антропологии.
Философское постижение человека связано с решением мировоззренческих, гносеологических, методологических и
аксеологичсских вопросов: об отношении человека к миру, о том, что такое человек, какое место занимает человек в мире, почему человек способен познавать мир, в чём смысл жизни, что определяет ценность жизни и автономность его духовного мира, каковы границы морального и правового регулирования его биомедицинской деятельности.
По проблеме необходимости постановки вопроса о сущности человека наметились две противоположные позиции.
Б.В.Марков отмечает, что философская программа, которая хочет построить философскую антропологию на биологической основе к какому-либо «сущностному» определению человека не может продвинуться.
Претензии на сущностное определение человека приводят к непримиримым противоречиям и противостоянию.
«Вызывает
сомнение сама попытка определения сущности человека.
Если бы она удалась, то тем самым развитию человека был бы положен некий предел»2.
Проблема человека в философии интенсивно обсуждается в самых разных аспектах.
Постановка и решение этой проблемы во многом определяется мировоззренческими установками и методологическими программами.
Расширение биомедицинских исследований приводит к новому осмыслению сущности человека, его жизни и смерти.
Базисом наук о человеке 1 Пастушный С.Л.
К выходу в свет трехтомника «Избранных трудов» академика И.Т.
Фролова'/ Вопросы философии.
2004.
№ 5.
С.
177.
2 Марков Б.В.
Философская антропология.
СПб., 1997.
С.
7.

[Back]