Проверяемый текст
Кашапов Федор Адеевич. Философские основания биоэтики (Диссертация 2005)
[стр. 45]

сомнение сама попытка определения сущности человека.
Если бы она удалась, то тем самым развитию человека был бы положен некий
предел»1.
Проблема человека в философии интенсивно обсуждается в самых разных аспектах.
Постановка и решение этой проблемы во многом определяется мировоззренческими установками и методологическими программами.
Расширение биомедицинских исследований приводит к новому осмыслению сущности человека, его жизни и смерти.
Базисом наук о человеке
частнонаучное исследование выбирает биологию или психологию.
Философия, включая в себя различные мировоззренческие ориентации, исследует феномен человека не со стороны того или иного его проявления, а с внутренней определяющей стороны, то есть пытается понять его сущность.

Гаков его способ проблсматизации человека попытаться в многообразии дискурсов о человеке выявить некое сущностное единство.
История философии показывает, что это не простая задача.
Так, в известной работе Э.
Кассирера «Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры»1
2 выявлены три, не только не стыкующиеся, но прямо исключающие друг друга различные дисциплины: религия, философия и наука, каждая из которых по-своему понимает человека.
При этом необходимо учитывать, что «специальные науки, занимающиеся человеком и всё возрастающие в своём числе, скорее скрывают сущность человека, чем раскрывают
её»3.
Большой вклад в философское исследование проблемы человека внёс Карл Маркс.
По мнению Э.
Фромма, Маркс является родоначальником радикального гуманизма, радикального в смысле дохождения до корней, основ человеческого бытия; гуманистического в смысле, что человек есть мера всех вещей, что развёртывание его способностей должно быть целью и критерием всех социальных
достижений4.
Рассмотрим более детально основные идеи, определяющие состав новой концепции человека.
Возможно, настало время для более глубокого прочтения
1 Марков Б.В.
Философская антропология.
СПб., 1997.
С.
7.

2 Проблема человека в западной философии.
М., 1988.
С.
3-30.

3 Шелер М.
Положение человека в Космосе//Проблема человека в западной философии.
М., 1988.
С.
32.

4 Фромм Э.
Душа человека.
М., 1992.
С.
358.
45
[стр. 211]

211 подтверждается глубоким анализом творчества И.Т.
Фролова, данным С.А.
Пастушным1 2.
Принцип целостности включает в себя выяснение диалектического соотношения биологического и социального измерения человека, его жизни и смерти, предполагает изучение исторического и сущностного взгляда на проблему человека.
Философия занимает особое место в системе наук о человеке, что позволяет говорить об устойчивом разделе философского знания философской антропологии.
Философское постижение человека связано с решением мировоззренческих, гносеологических, методологических и аксеологичсских вопросов: об отношении человека к миру, о том, что такое человек, какое место занимает человек в мире, почему человек способен познавать мир, в чём смысл жизни, что определяет ценность жизни и автономность его духовного мира, каковы границы морального и правового регулирования его биомедицинской деятельности.
По проблеме необходимости постановки вопроса о сущности человека наметились две противоположные позиции.
Б.В.Марков отмечает, что философская программа, которая хочет построить философскую антропологию на биологической основе к какому-либо «сущностному» определению человека не может продвинуться.
Претензии на сущностное определение человека приводят к непримиримым противоречиям и противостоянию.
«Вызывает сомнение сама попытка определения сущности человека.
Если бы она удалась, то тем самым развитию человека был бы положен некий
предел»2.
Проблема человека в философии интенсивно обсуждается в самых разных аспектах.
Постановка и решение этой проблемы во многом определяется мировоззренческими установками и методологическими программами.
Расширение биомедицинских исследований приводит к новому осмыслению сущности человека, его жизни и смерти.
Базисом наук о человеке
1 Пастушный С.Л.
К выходу в свет трехтомника «Избранных трудов» академика И.Т.
Фролова'/ Вопросы философии.
2004.
№ 5.
С.
177.
2 Марков Б.В.
Философская антропология.
СПб., 1997.
С.
7.


[стр.,212]

212 частнонаучное исследование выбирает биологию или психологию.
Философия, включая в себя различные мировоззренческие ориентации, исследует феномен человека не со стороны того или иного его проявления, а с внутренней определяющей стороны, то есть пытается понять его сущность.

Таков его способ проблематизации человека попытаться в многообразии дискурсов о человеке выявить некое сущностное единство.
История философии показывает, что это не простая задача.
Так, в известной работе Э.
Кассирера «Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры»1
выявлены три, не только не стыкующиеся, но прямо исключающие друг друга различные дисциплины: религия, философия и наука, каждая из которых по-своему понимает человека.
При этом необходимо учитывать, что «специальные науки, занимающиеся человеком и всё возрастающие в своём числе, скорее скрывают сущность человека, чем раскрывают
её»2.
Большой вклад в философское исследование проблемы человека внёс Карл Маркс.
По мнению Э.
Фромма, Маркс является родоначальником радикального гуманизма, радикального в смысле дохождения до корней, основ человеческого бытия; гуманистического в смысле, что человек есть мера всех вещей, что развёртывание его способностей должно быть целью и критерием всех социальных
достижений3.
Рассмотрим более детально основные идеи, определяющие состав новой концепции человека.
Возможно, настало время для более глубокого прочтения
Маркса, для выявления антропологической направленности его идей.
«Вряд ли нужно говорить о том, что Маркс это фигура всемирноисторического значения...
Марксу удалось соединить духовное наследие гуманизма эпохи Просвещения и немецкого идеализма с экономической и социальной реальностью и тем самым заложить основу новой науки о человеке и обществе...
Я верю, что возрождение западного гуманизма вернёт Марксу его 1 Проблема человека в западной философии.
М., 1988.
С.
3-30.

2 Шелер М.
Положение человека в Космосе //Проблема человека в западной философии.
М., 1988.
С.
32.

3 Фромм Э.
Душа человека.
М., 1992.
С.
358.

[Back]