Проверяемый текст
Кашапов Федор Адеевич. Философские основания биоэтики (Диссертация 2005)
[стр. 46]

Маркса, для выявления антропологической направленности его идей.
«Вряд ли нужно говорить о том, что Маркс
эго фигура всемирноисторического значения...
Марксу удалось соединить духовное наследие гуманизма эпохи Просвещения и немецкого идеализма с экономической и социальной реальностью и тем самым заложить основу новой науки о человеке и обществе...
Я верю, что возрождение западного гуманизма вернёт Марксу его
выдающееся место в истории человеческой мысли»1.
В марксизме впервые человек рассматривается как конкретно-историческое существо.
Человек является не только таким, каким его делает история, но он сам является творцом истории.
Концепция гуманизма основывается на идее человеческой природы, присущей всем людям.
Необходимо было преодолеть иллюзию отдельности человеческих индивидов и отсюда скептическое отношение к метафизическим понятиям типа «сущность человека», «материя».
Понятия материи, сущности человека рассматривались как пустые абстракции, которым в действительности ничто не соответствует, так как существуют только отдельные чувственно воспринимаемые вещи.
Считалось, что достаточно рассматривать человека как чистый лист бумаги,
па котором каждая эпоха, культура, религия пишет свои письмена.
Человек является таким, каким его делает история.
Марксизм вводит научное понятие об общей родовой сущности человека, претерпевающей действительную историю.
«Мы должны знать какова человеческая природа вообще и как она модифицируется в каждую исторически данную эпоху»2.
В отличие от своих предшественников Маркс не допускает смешения человеческой природы с её историческими модификациями.
«Человеческую природу вообще мы, конечно же, не можем увидеть как таковую, поскольку то, что мы наблюдаем, всегда представляет собой специфические проявления человеческой природы в различных культурах.
Но из этих многообразных проявлений мы можем заключить, что есть «человеческая природа» вообще, какие законы ею управляют и какими потребностями обладает человек в
1 Фромм Э.
Душа человека.
М., 1992.
С.
300-301.
' Маркс К.
Капитал.
Т.1//Маркс К., Энгельс Ф.
Соч.

2-е изд.
Т.
23, 1960.
С.
623.
46
[стр. 212]

212 частнонаучное исследование выбирает биологию или психологию.
Философия, включая в себя различные мировоззренческие ориентации, исследует феномен человека не со стороны того или иного его проявления, а с внутренней определяющей стороны, то есть пытается понять его сущность.
Таков его способ проблематизации человека попытаться в многообразии дискурсов о человеке выявить некое сущностное единство.
История философии показывает, что это не простая задача.
Так, в известной работе Э.
Кассирера «Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры»1 выявлены три, не только не стыкующиеся, но прямо исключающие друг друга различные дисциплины: религия, философия и наука, каждая из которых по-своему понимает человека.
При этом необходимо учитывать, что «специальные науки, занимающиеся человеком и всё возрастающие в своём числе, скорее скрывают сущность человека, чем раскрывают её»2.
Большой вклад в философское исследование проблемы человека внёс Карл Маркс.
По мнению Э.
Фромма, Маркс является родоначальником радикального гуманизма, радикального в смысле дохождения до корней, основ человеческого бытия; гуманистического в смысле, что человек есть мера всех вещей, что развёртывание его способностей должно быть целью и критерием всех социальных достижений3.
Рассмотрим более детально основные идеи, определяющие состав новой концепции человека.
Возможно, настало время для более глубокого прочтения Маркса, для выявления антропологической направленности его идей.
«Вряд ли нужно говорить о том, что Маркс
это фигура всемирноисторического значения...
Марксу удалось соединить духовное наследие гуманизма эпохи Просвещения и немецкого идеализма с экономической и социальной реальностью и тем самым заложить основу новой науки о человеке и обществе...
Я верю, что возрождение западного гуманизма вернёт Марксу его
1 Проблема человека в западной философии.
М., 1988.
С.
3-30.
2 Шелер М.
Положение человека в Космосе //Проблема человека в западной философии.
М., 1988.
С.
32.
3 Фромм Э.
Душа человека.
М., 1992.
С.
358.


[стр.,213]

213 выдающееся место в истории человеческой мысли»1.
В марксизме впервые человек рассматривается как конкретно-историческое существо.
Человек является не только таким, каким его делает история, но он сам является творцом истории.
Концепция гуманизма основывается на идее человеческой природы, присущей всем людям.
Необходимо было преодолеть иллюзию отдельности человеческих индивидов и отсюда скептическое отношение к метафизическим понятиям типа «сущность человека», «материя».
Понятия материи, сущности человека рассматривались как пустые абстракции, которым в действительности ничто не соответствует, так как существуют только отдельные чувственно воспринимаемые вещи.
Считалось, что достаточно рассматривать человека как чистый лист бумаги,
на котором каждая эпоха, культура, религия пишет свои письмена.
Человек является таким, каким его делает история.
Марксизм вводит научное понятие об общей родовой сущности человека, претерпевающей действительную историю.
«Мы должны знать какова человеческая природа вообще и как она модифицируется в каждую исторически данную эпоху»2.
В отличие от своих предшественников Маркс не допускает смешения человеческой природы с её историческими модификациями.
«Человеческую природу вообще мы, конечно же, не можем увидеть как таковую, поскольку то, что мы наблюдаем, всегда представляет собой специфические проявления человеческой природы в различных культурах.
Но из этих многообразных проявлений мы можем заключить, что есть «человеческая природа» вообще, какие законы ею управляют и какими потребностями обладает человек в
качестве человека»3.
Закономерным элементом марксистской концепции человека является понятие человеческого индивида, неповторимой целостной личности.
Человеческая сущность с диалектической необходимостью индивидуализирована, существует через индивидуальные человеческие 1 Фромм Э.
Душа человека.
М., 1992.
С.
300-301.
: Маркс К.
Капитал.
Т.1//Маркс К., Энгельс Ф.
Соч.

2-с изд.
Т.
23, 1960.
С.
623.
3 Фромм Э.
Душа человека.
М., 1992.
С.
309

[Back]