Проверяемый текст
Кашапов Федор Адеевич. Философские основания биоэтики (Диссертация 2005)
[стр. 47]

качестве человека»1.
Рассмотрим вопрос о сущности человека более подробно.
В противоположность идеалистическим и натуралистическим концепциям, рассматривающим человека как некое духовное или неизменное биологическое существо, К.
Маркс выдвинул тезис, ставший ключевым в новом понимании природы человека: «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду.
В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений»* 2.
Открытие социальной сущности человека тесно связано с материалистическим пониманием истории, что исключает рассмотрение ее как внеисторической субстанции.
Изучение человека вне истории не может выявить его сущности.
«Если человек по природе своей общественное существо, то он, стало быть, только в обществе может развить свою истинную природу, и о силе его природы надо судить не по силе отдельных индивидуумов, а по силе всего общества»3.
Отношение между индивидом и обществом подчиняется законам, выраженным в частности в категориях единичного и общего.
Э.В.
Ильенков отмечает: «Радикальноматериалистическое переосмысление достижений гегелевской логики...
связано с утверждением объективной реальности всеобщего»4.
Отдельный человек имеет социальную природу.
Поэтому Маркс называл индивида общественным существом.
Между индивидом и обществом устанавливаются
отношения, присущие единичному и общему.
Следовательно, «человеческую личность можно по праву рассматривать как единичное воплощение культуры, т.е.
всеобщего в
человеке»5.
Сущность отдельного человека определяется обществом и выводится из общества.
Вне общества понять сущность индивида невозможно.
Человек является материальным социальным существом.
В человеке как социальном существе следует различать социальное явление и социальную ^
Фромм Э.
Душ а человека.
М., 1992.
С 309 2 Маркс К.
Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф.
Соч.
2-е
год.
Т.З.
С.
3.
Маркс К., Энгельс Ф.
Святое семейство, или критика критической философии.
Соч.
2-е
нзд.
Т.2.
С.
146.
■* Ильенков Э.В.
Диалектическая лотка.
М., 1984.
С.
275-276.
5 Ильенков Э.В.
Диалектическая лотка.
М., 1984.
С.279-280.
47
[стр. 214]

214 сущности.
«Так как человеческая сущность, отмечал К.
Маркс, является истинной общественной связью людей, то люди в процессе деятельного осуществления своей сущности творят, производят человеческую общественную связь, общественную сущность, которая не есть некая абстрактно-всеобщая сила, противостоящая отдельному индивиду, а является сущностью каждого отдельного индивида, его собственной деятельностью, его собственной жизнью, его собственным наслаждением, его собственным богатством»1.
Рассмотрим вопрос о сущности человека более подробно.
В противоположность идеалистическим и натуралистическим концепциям, рассматривающим человека как некое духовное или неизменное биологическое существо, К.
Маркс выдвинул тезис, ставший ключевым в новом понимании природы человека: «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду.
В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений»2.
Открытие социальной сущности человека тесно связано с материалистическим пониманием истории, что исключает рассмотрение ее как внеисторической субстанции.
Изучение человека вне истории не может выявить его сущности.
«Если человек по природе своей общественное существо, то он, стало быть, только в обществе может развить свою истинную природу, и о силе его природы надо судить не по силе отдельных индивидуумов, а по силе всего общества»3.
Отношение между индивидом и обществом подчиняется законам, выраженным в частности в категориях единичного и общего.
Э.В.
Ильенков отмечает: «Радикальноматериалистическое переосмысление достижений гегелевской логики...
связано с утверждением объективной реальности всеобщего»4.
Отдельный человек имеет социальную природу.
Поэтому Маркс называл индивида общественным существом.
Между индивидом и обществом устанавливаются
1 Маркс К.
Конспект книги Джеймса Милля «Основы политической экономии»// Маркс.
К., Энгельс Ф.
Соч., 2-е изд.
Т.42.
С.
23.
2 Маркс К.
Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф.
Соч.
2-е
изд.
Т.З.
С.
3.
3 Маркс К., Энгельс Ф.
Святое семейство, или критика критической философии.
Соч.
2-е
изд.
Т.2.
С.
146.
4 Ильенков Э.В.
Диалектическая логика.
М., 1984.
С.
275-276.


[стр.,215]

215 отношения, присущие единичному и общему.
Следовательно, «человеческую личность можно по праву рассматривать как единичное воплощение культуры, т.е.
всеобщего в
человеке»1.
Сущность отдельного человека определяется обществом и выводится из общества.
Вне общества понять сущность индивида невозможно.
Человек является материальным социальным существом.
В человеке как социальном существе следует различать социальное явление и социальную
сущность.
Характеристика человека как социального явления должна быть дополнена определением социальной сущности человека.
Социальное явление не исчерпывает социальной сущности.
Здесь нужны некоторые комментарии.
Сущность человека действительно социальна.
Однако идея социальности может приобрести абсурдное выражение, ограничиваясь феноменологическим уровнем.
В марксизме почти безраздельно господствует одностороннее утверждение, что сущность человека заключена в совокупности всех общественных отношений.
Если человек полностью исчерпывается совокупностью всех общественных отношений, то знания о человеке можно получить, исследуя те социальные структуры, в которые человек как бы «заключен».
Укорененность человека в истории делает излишним изучение его как предметного социального существа, как некую обособленность, как главного объективного фактора общественной жизни.
Такая трактовка человеческой природы связана с расширительным толкованием мысли К.Маркса.
Попытка «растворить» человека в совокупности всех общественных отношений приводит к отождествлению человека с отношениями и несовместима с логикой взаимосвязи системы «вещь-свойство-отношение».
Возникает вопрос: остается ли в человеке некое содержательное ядро, «специфически человеческое» за вычетом всех его социальных связей и отношений.
Новаторская мысль Маркса о человеке как «совокупности всех общественных отношений» заключается в том, что человек как социальное ’ Ильенков Э.В.
Диалектическая логика.
М., 1984.
С.279-280.

[Back]