Проверяемый текст
Кашапов Федор Адеевич. Философские основания биоэтики (Диссертация 2005)
[стр. 50]

Из концепции человека вытекают некоторые идеи о природе общества, морали, о человеческой личности, обладающей внутренним духовным миром.
Маркс пришел к выводу, что человек не просто природное существо, как считал Фейербах, а социальное природное существо, т.е.
существующее в обществе и реализующее в нем свои сущностные силы.
Однако человек не во всех исторических условиях может реализовать себя как человек.
Это чуждый человеку социальный мир, в котором он не чувствует себя субъектом труда, мышления, нравственности.
Подобное отчуждение является болезненным состоянием для живой личности.
Поэтому Маркс призывал революционизировать общественный строй в соответствии с найденным им критерием социальной сущностью человека.

В то же время, если использовать термины медицины, психопатологии, этики, «из его концепции вытекают некоторые идеи о психическом здоровье и патологии человека.
Основным проявлением психической патологии Маркс называет изуродованного и отчуждённого человека; основным проявлением психического здоровья он считает активного, производительного, самостоятельного человека»1.
Здоровье человека в социально-психологическом измерении определяется глубинной сущностью человека как активного, творческого существа; патология человека определяется его отчуждением от самого себя, корни которого скрыты в общественных отношениях.
Здоровье и отчуждение несовместимы, невозможно жить в состоянии социального отчуждения от своей творческой сущности и оставаться нормальным.
Патологию следует искать не в сущности человека, а в отношениях и соответственно «евгенические» мероприятия должны быть направлены на отношения, а не на сущность человека.
Аналогия с медициной позволяет в то же время рассматривать новую философию не только как духовное оружие определенного класса, но как зарождающийся социальный институт, защищающий субстанциальные интересы человека от отчужденных форм его бытия.
Тезис о социальной
1 Фромм Э.
Душа человека.
М., 1992.
С.
310.

50
[стр. 217]

неравноценность субстанционального и реляционного аспекта человеческой сущности.
«Социальная сущность человека включает в себя субстанциональный момент человек как субъект труда, отношений и сознания, социальное материальное существо, осуществляющее трудовую деятельность, общение, сознание.
В то же время человек имеет и «реляционную» сторону социальные отношения, которые есть отношения людей, а не нечто независимое от них»1.
Из концепции человека вытекают некоторые идеи о природе общества, морали, о человеческой личности, обладающей внутренним духовным миром.
Маркс пришел к выводу, что человек не просто природное существо, как считал Фейербах, а социальное природное существо, т.е.
существующее в обществе и реализующее в нем свои сущностные силы.
Однако человек не во всех исторических условиях может реализовать себя как человек.
Это чуждый человеку социальный мир, в котором он не чувствует себя субъектом труда, мышления, нравственности.
Подобное отчуждение является болезненным состоянием для живой личности.
Поэтому Маркс призывал революционизировать общественный строй в соответствии с найденным им критерием социальной сущностью человека.

Социалистическая революция открывает реальную возможность для всестороннего развития личности, так как предполагает преодоление тотального отчуждения путем устранения эксплуатации человека человеком, ликвидации тех общественных порядков и социальных институтов, при которых человек может выступать средством для других, а не целью для самого себя и социального прогресса.
В контексте социальной природы человека становится понятным, что свободное развитие каждого выступает как условие свободного развития всех.
Такая свобода является одним из важнейших сущностных свойств человека.
Развитие изначальной, субстанциальной свободы, богатства человеческого общения, в том числе на основе 217 1 Орлов В.В.
Человек, мир, мировоззрение.
М., 1985.
С.
143.


[стр.,218]

218 собственности, является важнейшим принципом подлинного развития человеческой сущности.
В то же время, если использовать термины медицины, психопатологии, этики, «из его концепции вытекают некоторые идеи о психическом здоровье и патологии человека.
Основным проявлением психической патологии Маркс называет изуродованного и отчуждённого человека; основным проявлением психического здоровья он считает активного, производительного, самостоятельного человека»1.
Здоровье человека в социально-психологическом измерении определяется глубинной сущностью человека как активного, творческого существа; патология человека определяется его отчуждением от самого себя, корни которого скрыты в общественных отношениях.
Здоровье и отчуждение несовместимы, невозможно жить в состоянии социального отчуждения от своей творческой сущности и оставаться нормальным.
Патологию следует искать не в сущности человека, а в отношениях и соответственно «евгенические» мероприятия должны быть направлены на отношения, а не на сущность человека.
Аналогия с медициной позволяет в то же время рассматривать новую философию не только как духовное оружие определенного класса, но как зарождающийся социальный институт, защищающий субстанциальные интересы человека от отчужденных форм его бытия.
Тезис о социальной
сущности человека необходимо рассматривать в контексте критики К.
Марксом наличной социальной реальности, порождающей отчуждение человека от человека не только в духовной сфере религии, но и в материальной жизни экономике.
Освобождая проблему человека от догм абстрактного гуманизма, это положение указывает, что ее решение необходимо искать в плане диалектики индивидуального и социального, взаимосвязи развития человека с общественными отношениями и практической деятельностью.
Критика антропологического материализма Фейербаха по проблеме человека 1 Фромм Э.
Душа человека.
М., 1992.
С.
310.

[Back]