человека. Воспроизводятся те условия, в которых человека отчуждается от своей сущности. В ряду глубинных детерминант, обусловивших нарастание явлений духовной деградации общества, дегуманизации всех сфер общественной жизни, наиболее существенной нам представляется причина, связанная с методичным и тотальным гипертрофированием принципа примата материальных факторов над духовными. На наших глазах происходит серьезная деформация и переворачивание иерархии ценностей духовнонравственные основания жизни беспощадно вытесняются утилитарнопрагматическими ценностями и целями, превращая культуру и самого человека в необязательный придаток к хозяйственно-экономической деятельности1. Биоэтика возникает, как попытка защитить человека от агрессии науки, техники, от самой технической цивилизации с ее тенденцией к манипулированию не только техникой, но и «физикой» человека. В этом смысле угроза человеческому существованию исходит не только извне, она может таиться в самом человеке, в его гипертрофированном интеллекте. Гибель или спасение цивилизации во многом будет зависеть не только от ее технической мощи, но и внутренней духовной жизни человека, его нравственных и ценностных установок. Э. Фромм пишет' о таких явлениях как «синдром распада» и «синдром роста», которые возникают из любви к мертвому и любви к живому. «Именно тревога побудила меня исследовать феномен безразличия по отношению к жизни во все более механизированном и индустриальном мире. В этом мире человек стал вещью, и как следствие этого он со страхом и равнодушием, если не с ненавистью, противостоит ливни»1 2. «Синдром распада» сегодня проявляется в угрожающем человечеству упадке государственной и личной морали, меяедународном терроризме, во всеобщем росте уголовных тенденций, потребительском эгоизме, разрушительном распространении алкоголизма и наркомании, росте числа самоубийств. Все эти процессы связаны с распространением бездуховности, с 1 Диденко В.Д. Духовный космос искусства. М., 1993. С. 5. 2 Фромм Э. Душа человека. М., 1992. С. 14. 56 |
243 духовно-гуманистических основ, распада духовности, а вместе с этим и самого человека. Воспроизводятся те условия, в которых человека отчуждается от своей сущности. В ряду глубинных детерминант, обусловивших нарастание явлений духовной деградации общества, дегуманизации всех сфер общественной жизни, наиболее существенной нам представляется причина, связанная с методичным и тотальным гипертрофированием принципа примата материальных факторов над духовными. На наших глазах происходит серьезная деформация и переворачивание иерархии ценностей духовнонравственные основания жизни беспощадно вытесняются утилитарнопрагматическими ценностями и целями, превращая культуру и самого человека в необязательный придаток к хозяйственно-экономической деятельности1. Биоэтика возникает, как попытка защитить человека от агрессии науки, техники, от самой технической цивилизации с ее тенденцией к манипулированию не только техникой, но и «физикой» человека. В этом смысле угроза человеческому существованию исходит не только извне, она может таиться в самом человеке, в его гипертрофированном интеллекте. Гибель или спасение цивилизации во многом будет зависеть не только от ее технической мощи, но и внутренней духовной жизни человека, его нравственных и ценностных установок. Э. Фромм пишет о таких явлениях как «синдром распада» и «синдром роста», которые возникают из любви к мертвому и любви к живому. «Именно тревога побудила меня исследовать феномен безразличия по отношению к жизни во все более механизированном и индустриальном мире. В этом мире человек стал вещью, и как следствие этого он со страхом и равнодушием, если не с ненавистью, противостоит жизни»2. «Синдром распада» сегодня проявляется в угрожающем человечеству упадке государственной и личной морали, международном терроризме, во всеобщем росте уголовных тенденций, потребительском эгоизме, 1 Диденко В.Д. Духовный космос искусства. М., 1993. С. 5. 2 Фромм Э. Душа человека. М., 1992. С. 14. |