утратой смысла жизни, потерей высших мировоззренческих ориентиров в жизни. Человек в разные исторические эпохи оказывался порабощенным и физически, и духовно, то есть отчужденным от собственности, от власти, ог результатов своей жизнедеятельности, от жизни в настоящем и будущем. К проблеме духовного освобождения человека обращались многие мыслители XX столетия. Так, А. Швейцер говорил о глубоком кризисе культуры, порождающем трагические явления в нашем бытии. В развитии цивилизации он усматривает не только положительные, но и отрицательные моменты. Резкое усиления темпов развития социума негативно воздействует на человека. За короткое историческое время изменился весь образ жизни человека. Многие индивиды живут только как рабочая сила, а не как люди. Сверхзанятость современного человека ведет к умиранию в нем духовного начала. Отсюда, он ищет такого общения, которое требует минимального духовного напряжения. Абсолютная праздность, развлечение и желание забыться становятся для него физической потребностью. Формируется новый тип человека, для которого бездумье становится второй натурой. Распад духовности, а вместе с ним и самого человека обусловлен, в частности, ростом специализации во всех сферах человеческой деятельности, усилением технизации общества, быстрым ростом безликого естественнонаучного знания и влиянием этой безликости на формирование личности. Свидетельством патологических изменений в сфере духовности является методическое внедрение беззаботно-циничного стиля жизни, нравственного нигилизма и постмодернистской мировоззренческой всеядности. При оценке Маркса следует различать собственно философию марксизма и псевдомарксизм. Исследование экономического, социального и духовного отчуждения, т.е. отчуждения человека от своей собственной сущности и поиск путей выхода из этого отчуждения должно приоткрыть для нас подлинного Маркса. Мы имеем в виду, прежде всего философский метод, социальную цель и природу самой философии. 57 |
244 разрушительном распространении алкоголизма и наркомании, росте числа самоубийств. Все эти процессы связаны с распространением бездуховности, с утратой смысла жизни, потерей высших мировоззренческих ориентиров в жизни. Человек в разные исторические эпохи оказывался порабощенным и физически, и духовно, то есть отчужденным от собственности, от власти, от результатов своей жизнедеятельности, от жизни в настоящем и будущем. К проблеме духовного освобождения человека обращались многие мыслители XX столетия. Так, А. Швейцер говорил о глубоком кризисе культуры, порождающем трагические явления в нашем бытии. В развитии цивилизации он усматривает не только положительные, но и отрицательные моменты. Резкое усиления темпов развития социума негативно воздействует на человека. За короткое историческое время изменился весь образ жизни человека. Многие индивиды живут только как рабочая сила, а не как люди. Сверхзанятость современного человека ведет к умиранию в нем духовного начата. Отсюда, он ищет такого общения, которое требует минимального духовного напряжения. Абсолютная праздность, развлечение и желание забыться становятся для него физической потребностью. Формируется новый тип человека, для которого бездумье становится второй натурой. Распад духовности, а вместе с ним и самого человека обусловлен, в частности, ростом специализации во всех сферах человеческой деятельности, усилением технизации общества, быстрым ростом безликого естественнонаучного знания и влиянием этой безликости на формирование личности. Свидетельством патологических изменений в сфере духовности является методическое внедрение беззаботно-циничного стиля жизни, нравственного нигилизма и постмодернистской мировоззренческой всеядности. При оценке Маркса следует различать собственно философию марксизма и псевдомарксизм. Исследование экономического, социального и духовного отчуждения, т.е. отчуждения человека от своей собственной сущности и поиск путей выхода из этого отчуждения должно приоткрыть для |