Проверяемый текст
Кашапов Федор Адеевич. Философские основания биоэтики (Диссертация 2005)
[стр. 92]

примитивных воззрений на мир, на свое место в мире, на добро и зло, на поиск смысла жизни.
«Духовное, отмечает В.А.
Лекторский, всегда так или иначе связано с выходом за пределы эгоистических интересов личной пользы, своекорыстия, мелочных расчетов.
Оно предполагает, что цели и смысложизненные ориентиры личности укорены в системе надиндивидуальных
ценностей»1.
Подлинная духовность всегда выражается не в отрицании, а в «жажде бытия», философские основания нигилизма связаны с появлением «новой
онтологии», «философией небытия», с заменой бытия на ничто и, если не бояться доведения мысли до конца, то заменой жизни на смерть.
Нигилизм это не новая «философия жизни», а отрицание жизни и тем самым самой философии.
Н.
Бердяев называл философию Ф.
Ницше последним плодом гуманизма, который перерастает в свою противоположность антигуманизм.
Превращение в свою противоположность характерно в целом для
ницшеанской трактовки «философии жизни», которая перерастает в «философию смерти».
Поэтому «философию жизни» Ф.
Ницше в соответствии с духом его нигилизма и логикой «переоценки всех ценностей» можно было бы назвать «философией смерти»,
гак как он по существу оправдывает зло, господство инстинкта, «первичность» природных нужд, исходит из трезвого рассудка.
Ф.
Ницше оказал значительное влияние на возникновение постмодернистской ситуации в некоторых видах современного мировоззрения.
Он впервые выступил за отказ от господства рационализма и от «иллюзий гуманизма».
Ницше навсегда отказался от какой-либо определенности категорий в пользу плюрализма и релятивизма в сфере познания и морали.
Мышление это лишь средство упорядочивания хаоса человеческих ощущений, оно не может дать истинного мировоззрения, так как не способно адекватно отобразить мир.
Нигилизм Ф.
Ницше носит двойственный характер.
Позитивная сторона его творчества связана с протестом против неискреннего христианства.
Все религиозные понятия (душа, вечная жизнь) были для него только ложью,
1 Лекторский В А Духопуортъ, ^до^рственное творчество и нравственность// Вопросы философии.
1996.

у\?2 С.31.
92
[стр. 161]

Интеллект может справиться с познанием неживой природы, но он останавливается перед познанием «жизни».
Для познания живого нужна интуиция, живое познание, а не познание формальное, логическое.
Живое познание это прерогатива интуиции, которая неизмеримо выше рассудочного интеллекта.
Для российской модели биоэтики характерно в целом мировоззренческое неприятие нигилизма, корни которого уходят в творчество немецкого «философа жизни».
Совместим ли нигилизм с подлинной философией жизни? Совместимо ли отрицание реальности духовного измерения человеческих отношений с натуралистической трактовкой философии? Человек «больше, чем животное», он определен «принципом духа», противоположным биологической жизни, дух и жизнь пересеклись между собой в человеке.
Дух «идеирует жизнь», а жизнь «животворит» дух (М.
Шелер).
«Без духа и вне духа мы, пишет И.А.
Ильин, не имеем истинного бытия, а остаемся, по словам Гоголя, «существователями»1.
Дух привносит в бытие человека новую жизнь.
Духовность заключает в себе жизнь человека в ее смысловой направленности на свое подлинное бытие.
В.
Франкл называл это самотрансценденцией, созиданием смысла жизни.
Быть духовным означает становиться в своей бытийственности все более онтологически жизненным.
В процессе обретения духовности человек приближается к сути своего бытия, освобождается от примитивных воззрений на мир, на свое место в мире, на добро и зло, на поиск смысла жизни.
«Духовное, отмечает В.А.
Лекторский, всегда так или иначе связано с выходом за пределы эгоистических интересов личной пользы, своекорыстия, мелочных расчетов.
Оно предполагает, что цели и смысложизненные ориентиры личности укорены в системе надиндивидуальных
ценностей»2.
Подлинная духовность всегда выражается не в отрицании, а в «жажде бытия», философские основания нигилизма связаны с появлением «новой
1 Ильин И.А.
Путь к очевидности.
М., 1993.
С.307.
2 Лекторский В.А.
Духовность, художественное творчество и нравственность-'/ Вопросы философии.
1996.

№2.
С.31.
161

[стр.,162]

162 онтологии», «философией небытия», с заменой бытия на ничто и, если не бояться доведения мысли до конца, то заменой жизни на смерть.
Нигилизм это не новая «философия жизни», а отрицание жизни и тем самым самой философии.
Н.
Бердяев называл философию Ф.
Ницше последним плодом гуманизма, который перерастает в свою противоположность антигуманизм.
Превращение в свою противоположность характерно в целом для
ницшианкой трактовки «философии жизни», которая перерастает в «философию смерти».
Поэтому «философию жизни» Ф.
Ницше в соответствии с духом его нигилизма и логикой «переоценки всех ценностей» можно было бы назвать «философией смерти»,
так как он по существу оправдывает зло, господство инстинкта, «первичность» природных нужд, исходит из трезвого рассудка.
Ф.
Ницше оказал значительное влияние на возникновение постмодернистской ситуации в некоторых видах современного мировоззрения.
Он впервые выступил за отказ от господства рационализма и от «иллюзий гуманизма».
Ницше навсегда отказался от какой-либо определенности категорий в пользу плюрализма и релятивизма в сфере познания и морали.
Мышление это лишь средство упорядочивания хаоса человеческих ощущений, оно не может дать истинного мировоззрения, так как не способно адекватно отобразить мир.
Нигилизм Ф.
Ницше носит двойственный характер.
Позитивная сторона его творчества связана с протестом против неискреннего христианства.
Все религиозные понятия (душа, вечная жизнь) были для него только ложью,
рожденной больными инстинктами больных, извращенных натур.
Христианство это только побасенки о чудотворцах, распространяемые священниками-паразитами.
В понятии Бога он видел все вредное, отравляющее, клевещущее, всю смертельную вражду к жизни.
Здесь он претендует быть гуманистом.
Однако логика этой критики привела Ф.
Ницше к аморализму, антихристианству, сатанизму, оправданию зла.
Критикуя духовность в религиозной форме, он уничтожает само понятие духовности, без которого гуманизм невозможен, без которого человек невозможен как личность, но

[Back]