Проверяемый текст
Кашапов Федор Адеевич. Философские основания биоэтики (Диссертация 2005)
[стр. 93]

рожденной больными инстинктами больных, извращенных натур.
Христианство это только побасенки о чудотворцах, распространяемые священниками-паразитами.
В понятии Бога он видел все вредное, отравляющее, клевещущее, всю смертельную вражду к жизни.
Здесь он претендует быть гуманистом.
Однако логика этой критики привела Ф.
Ницше к аморализму, антихристианству, сатанизму, оправданию зла.
Критикуя духовность в религиозной форме, он уничтожает само понятие духовности, без которого гуманизм невозможен, без которого человек невозможен как личность, но
возможен как сверхчеловек.
Поэтому в своей «философии жизни», редуцируя духовные ценности к «полезности», он сам выразил всю смертельную вражду к жизни.
Подобное «сужение сознания» (Н.
Бердяев) опасно тем, что ослепляет духовно человека, человек постепенно удушает свою совесть.
На примере творчества Ф.
Ницше можно видеть как гуманизм превращается в антигуманизм, «философия жизни» в «философию смерти», борьба с религиозным злом в оправдание зла, критика религиозной духовности в оправдание бездуховности.
Критерием моральности поведения становится «польза», в том числе польза экономическая.
Ценности «милосердия», «сострадания» лишаются самодостаточности.
С позиций прагматизма спроецированного на медицину, очевидно, что «больной паразит общества».
Далее Ф.
Ницше пишет: «В известном состоянии неприлично продолжать жить.
Прозябание в трусливой зависимости от врачей и искусственных мер после того, как потерян смысл жизни, право на жизнь, должно бы вызывать глубокое презрение общества.
Врачам же следовало бы быть посредниками в этом презрении не рецепты, а каждый день новая доза отвращения к своему пациенту...
Высший интерес к жизни, восходящей жизни, требует беспощадного подавления и устранения вырождающейся жизни...»1.
Такова новая, прагматически обоснованная «мораль для врачей», которую предлагает Ф.
Ницше.

1 Ницше Ф.
Сумерки кумиров.
Соч.
в 2-х томах.
М..
1990.
т.2.

С.611-612 93
[стр. 162]

162 онтологии», «философией небытия», с заменой бытия на ничто и, если не бояться доведения мысли до конца, то заменой жизни на смерть.
Нигилизм это не новая «философия жизни», а отрицание жизни и тем самым самой философии.
Н.
Бердяев называл философию Ф.
Ницше последним плодом гуманизма, который перерастает в свою противоположность антигуманизм.
Превращение в свою противоположность характерно в целом для ницшианкой трактовки «философии жизни», которая перерастает в «философию смерти».
Поэтому «философию жизни» Ф.
Ницше в соответствии с духом его нигилизма и логикой «переоценки всех ценностей» можно было бы назвать «философией смерти», так как он по существу оправдывает зло, господство инстинкта, «первичность» природных нужд, исходит из трезвого рассудка.
Ф.
Ницше оказал значительное влияние на возникновение постмодернистской ситуации в некоторых видах современного мировоззрения.
Он впервые выступил за отказ от господства рационализма и от «иллюзий гуманизма».
Ницше навсегда отказался от какой-либо определенности категорий в пользу плюрализма и релятивизма в сфере познания и морали.
Мышление это лишь средство упорядочивания хаоса человеческих ощущений, оно не может дать истинного мировоззрения, так как не способно адекватно отобразить мир.
Нигилизм Ф.
Ницше носит двойственный характер.
Позитивная сторона его творчества связана с протестом против неискреннего христианства.
Все религиозные понятия (душа, вечная жизнь) были для него только ложью, рожденной больными инстинктами больных, извращенных натур.
Христианство это только побасенки о чудотворцах, распространяемые священниками-паразитами.
В понятии Бога он видел все вредное, отравляющее, клевещущее, всю смертельную вражду к жизни.
Здесь он претендует быть гуманистом.
Однако логика этой критики привела Ф.
Ницше к аморализму, антихристианству, сатанизму, оправданию зла.
Критикуя духовность в религиозной форме, он уничтожает само понятие духовности, без которого гуманизм невозможен, без которого человек невозможен как личность, но


[стр.,163]

163 возможен как сверхчеловек.
Поэтому в своей «философии жизни», редуцируя духовные ценности к «полезности», он сам выразил всю смертельную вражду к жизни.
Подобное «сужение сознания» (Н.
Бердяев) опасно тем, что ослепляет духовно человека, человек постепенно удушает свою совесть.
На примере творчества Ф.
Ницше можно видеть как гуманизм превращается в антигуманизм, «философия жизни» в «философию смерти», борьба с религиозным злом в оправдание зла, критика религиозной духовности в оправдание бездуховности.
Критерием моральности поведения становится «польза», в том числе польза экономическая.
Ценности «милосердия», «сострадания» лишаются самодостаточности.
С позиций прагматизма спроецированного на медицину очевидно, что «больной паразит общества».
Далее Ф.
Ницше пишет: «В известном состоянии неприлично продолжать жить.
Прозябание в трусливой зависимости от врачей и искусственных мер после того, как потерян смысл жизни, право на жизнь, должно бы вызывать глубокое презрение общества.
Врачам же следовало бы быть посредниками в этом презрении не рецепты, а каждый день новая доза отвращения к своему пациенту...
Высший интерес к жизни, восходящей жизни, требует беспощадного подавления и устранения вырождающейся жизни...»1.
Такова новая, прагматически обоснованная «мораль для врачей», которую предлагает Ф.
Ницше.

Творчество Ф.
Ницше звучит как актуальное предупреждение, направленное против всякого заигрывания с бездуховностью и прагматизмом, с безнравственностью и нигилизмом, против всякого обесчеловечивания философии и медицины, которое может превратить самую трезвую и гуманистическую «философию жизни» в антигуманистическую «философию смерти».
Критика нигилизма, постмодернизма в современных условиях выходит за рамки чистого философствования и приобретает жизнеутверждающий характер.
Это имеет большое значение для биоэтики.
Биоэтика — это философия 1 Ницше Ф.
Сумерки кумиров.
Соч.
в 2-х томах.
М., 1990.
Т.2.С.6П-612.

[Back]