Проверяемый текст
Кашапов Федор Адеевич. Философские основания биоэтики (Диссертация 2005)
[стр. 94]

Творчество Ф.
Ницше звучит как актуальное предупреждение, направленное против всякого заигрывания с бездуховностью и прагматизмом, с безнравственностью и нигилизмом, против всякого обесчеловечивания философии и медицины, которое может превратить самую трезвую и гуманистическую «философию жизни» в антигуманистическую «философию смерти».
Критика нигилизма, постмодернизма в современных условиях выходит за рамки чистого философствования и приобретает жизнеутверждающий характер.
Это имеет большое значение для биоэтики.
Биоэтика это философия
жизни.
Биоэтика глубоко гуманистична.
Задача философии заключается в том, чтобы гуманизм биоэтики не перерос в свою противоположность в антигуманизм, а «философия
жизшг» не стала идеологией смерти.
94
[стр. 163]

163 возможен как сверхчеловек.
Поэтому в своей «философии жизни», редуцируя духовные ценности к «полезности», он сам выразил всю смертельную вражду к жизни.
Подобное «сужение сознания» (Н.
Бердяев) опасно тем, что ослепляет духовно человека, человек постепенно удушает свою совесть.
На примере творчества Ф.
Ницше можно видеть как гуманизм превращается в антигуманизм, «философия жизни» в «философию смерти», борьба с религиозным злом в оправдание зла, критика религиозной духовности в оправдание бездуховности.
Критерием моральности поведения становится «польза», в том числе польза экономическая.
Ценности «милосердия», «сострадания» лишаются самодостаточности.
С позиций прагматизма спроецированного на медицину очевидно, что «больной паразит общества».
Далее Ф.
Ницше пишет: «В известном состоянии неприлично продолжать жить.
Прозябание в трусливой зависимости от врачей и искусственных мер после того, как потерян смысл жизни, право на жизнь, должно бы вызывать глубокое презрение общества.
Врачам же следовало бы быть посредниками в этом презрении не рецепты, а каждый день новая доза отвращения к своему пациенту...
Высший интерес к жизни, восходящей жизни, требует беспощадного подавления и устранения вырождающейся жизни...»1.
Такова новая, прагматически обоснованная «мораль для врачей», которую предлагает Ф.
Ницше.
Творчество Ф.
Ницше звучит как актуальное предупреждение, направленное против всякого заигрывания с бездуховностью и прагматизмом, с безнравственностью и нигилизмом, против всякого обесчеловечивания философии и медицины, которое может превратить самую трезвую и гуманистическую «философию жизни» в антигуманистическую «философию смерти».
Критика нигилизма, постмодернизма в современных условиях выходит за рамки чистого философствования и приобретает жизнеутверждающий характер.
Это имеет большое значение для биоэтики.
Биоэтика — это философия
1 Ницше Ф.
Сумерки кумиров.
Соч.
в 2-х томах.
М., 1990.
Т.2.С.6П-612.


[стр.,164]

164 жизни.
Биоэтика глубоко гуманистична.
Задача философии заключается в том, чтобы гуманизм биоэтики не перерос в свою противоположность в антигуманизм, а «философия
жизни» не стала идеологией смерти.
Биоэтика в своем интеллектуальном пространстве сочетает научнотеоретические и ценностно-мировоззренческие элементы.
В условиях фетишизации биомедицины становится опасной тенденция к сциентистскому' пониманию природы философии, сводящее философию к определенной форме научного знания, а биоэтику к технократической модели мышления.
Основное назначение биоэтики, реализуемое в союзе с философией выработка нового гуманистического мировоззрения, включающего в себя защиту человека от возможных негативных воздействий биохмедицины на качество его жизни.
Итак, важно учитывать, что биоэтика, отражая фундаментальный уровень жизни, обладает собственным мировоззренческим содержанием и сама в значительной мере способна формировать мировоззрение человека и в этом плане мировоззрение не является чем-то внешним по отношению к биоэтике.
Из мировоззренческой функции биоэтики выводимы все другие функции, в том числе методологическая и аксиологическая.
От простой совокупности знаний мировоззрение отличается тем, что в мировоззрении слиты познающая и практическая (целеполагающая) деятельность, на основе единства которых вырабатываются убеждения и принципы человека, становящиеся основой его образа жизни и ценностных ориентаций, основой его философии жизни.
Таким образом, если к биоэтике подходить с мировоззренческих позиций, не ограничивать биоэтику, сведением этики к биологической, или медицинской этике, то ее взаимодействие с философией, этикой, правом предстает как необходимое и закономерное явление.
Поэтому широкое исследование философско-мировоззренческих функций биоэтики нам представляется необходимым и перспективным.
Необходимость выявления мировоззренческой природы биоэтики и всесторонний философский анализ позволяет, как нам представляется, преодолеть крайности социологизаторского и биологизаторского истолкования

[Back]