§4. БИОЭТИКА КАК ОСНОВА ГУМАНИСТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ Здоровье человека рассматривается философией не только ретроспективно в связи с традиционной аксиологией, но и перспективно в связи с биоэтикой. Сегодня только в биоэтике активно ставится и комплексно гфррабатьшаетря допрос р защите 0щфщшьнргр РУ0РТРШ человека, т.Д ПР существу материальной основы здоровья от агрессивного вторжения фармакологических и биомедицинских технологией. Методологически является ошибочным сведение решения проблемы здоровья к фармакологическому манипулированию биологической основой человека. Биоэтика в своем интеллект}'альном пространстве сочетает научнотеоретические и ценностно-мировоззренческие элементы. В условиях фетишизации биомедицины становится опасной тенденция к сциентистскому пониманию природы философии, сводящая философию к определенной форме научного знания, а биоэтику к технократической модели мышления. Основное назначение биоэтики, реализуемое в союзе с философией выработка нового гуманистического мировоззрения, включающего в себя защиту человека от возможных негативных воздействий биомедицины на качество его жизни. Важно учитывать, что биоэтика, отражая фундаментальный уровень жизни, обладает собственным мировоззренческим содержанием и сама в значительной мере способна формировать мировоззрение человека и в этом плане мировоззрение не является чем-то внешним по отношению к биоэтике. Из \шровоззренческой функции биоэтики выводимы все другие функции, в том числе методологическая и аксиологическая. От простой совокупности знаний мировоззрение отличается тем, что в мировоззрении слиты познающая и практическая (целеполагающая) деятельность, на основе единства которых вырабатываются убеждения и принципы человека, становящиеся основой его образа жизни и ценностных ориентаций, основой его философии жизни. Таким образом, если к биоэтике подходить с мировоззренческих позиций, 95 |
164 жизни. Биоэтика глубоко гуманистична. Задача философии заключается в том, чтобы гуманизм биоэтики не перерос в свою противоположность в антигуманизм, а «философия жизни» не стала идеологией смерти. Биоэтика в своем интеллектуальном пространстве сочетает научнотеоретические и ценностно-мировоззренческие элементы. В условиях фетишизации биомедицины становится опасной тенденция к сциентистскому' пониманию природы философии, сводящее философию к определенной форме научного знания, а биоэтику к технократической модели мышления. Основное назначение биоэтики, реализуемое в союзе с философией выработка нового гуманистического мировоззрения, включающего в себя защиту человека от возможных негативных воздействий биохмедицины на качество его жизни. Итак, важно учитывать, что биоэтика, отражая фундаментальный уровень жизни, обладает собственным мировоззренческим содержанием и сама в значительной мере способна формировать мировоззрение человека и в этом плане мировоззрение не является чем-то внешним по отношению к биоэтике. Из мировоззренческой функции биоэтики выводимы все другие функции, в том числе методологическая и аксиологическая. От простой совокупности знаний мировоззрение отличается тем, что в мировоззрении слиты познающая и практическая (целеполагающая) деятельность, на основе единства которых вырабатываются убеждения и принципы человека, становящиеся основой его образа жизни и ценностных ориентаций, основой его философии жизни. Таким образом, если к биоэтике подходить с мировоззренческих позиций, не ограничивать биоэтику, сведением этики к биологической, или медицинской этике, то ее взаимодействие с философией, этикой, правом предстает как необходимое и закономерное явление. Поэтому широкое исследование философско-мировоззренческих функций биоэтики нам представляется необходимым и перспективным. Необходимость выявления мировоззренческой природы биоэтики и всесторонний философский анализ позволяет, как нам представляется, преодолеть крайности социологизаторского и биологизаторского истолкования |