Проверяемый текст
Кашапов Федор Адеевич. Философские основания биоэтики (Диссертация 2005)
[стр. 96]

не ограничивать биоэтику, сведением этики к биологической, или медицинской этике, то се взаимодействие с философией, этикой, правом предстает как необходимое и закономерное явление.
Поэтому широкое исследование философско-мировоззренческих функций биоэтики нам представляется необходимым и перспективным.
Необходимость выявления мировоззренческой природы биоэтики и всесторонний философский анализ позволяет, как нам представляется, преодолеть крайности социологизаторского и биологизаторского истолкования
этики.
Биоэтика даже в широком смысле не означает подмену этики и философии, так как она исследует определенный тип социально-нравственных отношений, связанных с моральной и правовой регуляцией агрессивного воздействия технической цивилизации на природу и человеческую
биологшо.
В этом плане термин «биоэтика» не означает биологизации этики, или уничтожения морали во имя освобождения жизни, как призывал Ф.
Ницше, наоборот, междисциплинарный статус биоэтики, как нам представляется, может быть обоснован через усиление роли этики как философскомировоззренческого ядра в симбиозе с биологией.
Таким образом, философскомировоззренческий статус биоэтики позволяет критически отнестись к редукционизму, характерному для Западной социобиологии и этическому нигилизму, характерному для прагматической трактовки биоэтики.

Широкий социокультурный подход, предложенный выше, позволяет рассматривать биоэтику как творчество новых смыслов и как идеологию здорового образа жизни.
Проблема ценности жизни связана с проблемой ее смысла.
Эволюция представлений о смысле жизни в понимании ее ценности показывает связь классической и неклассической философии.
Смысл жизни понимался как безграничное раскрытие сущности человека через его разум или через постижение страдания как глубинной основы его существования.
Соответственно ценность жизни понимается как абсолютная ценность.
С появлением биоэтики и возможностью манипулировать жизнью и смертью человека изменяются мировоззренческие и аксиологические ориентации, 96
[стр. 164]

164 жизни.
Биоэтика глубоко гуманистична.
Задача философии заключается в том, чтобы гуманизм биоэтики не перерос в свою противоположность в антигуманизм, а «философия жизни» не стала идеологией смерти.
Биоэтика в своем интеллектуальном пространстве сочетает научнотеоретические и ценностно-мировоззренческие элементы.
В условиях фетишизации биомедицины становится опасной тенденция к сциентистскому' пониманию природы философии, сводящее философию к определенной форме научного знания, а биоэтику к технократической модели мышления.
Основное назначение биоэтики, реализуемое в союзе с философией выработка нового гуманистического мировоззрения, включающего в себя защиту человека от возможных негативных воздействий биохмедицины на качество его жизни.
Итак, важно учитывать, что биоэтика, отражая фундаментальный уровень жизни, обладает собственным мировоззренческим содержанием и сама в значительной мере способна формировать мировоззрение человека и в этом плане мировоззрение не является чем-то внешним по отношению к биоэтике.
Из мировоззренческой функции биоэтики выводимы все другие функции, в том числе методологическая и аксиологическая.
От простой совокупности знаний мировоззрение отличается тем, что в мировоззрении слиты познающая и практическая (целеполагающая) деятельность, на основе единства которых вырабатываются убеждения и принципы человека, становящиеся основой его образа жизни и ценностных ориентаций, основой его философии жизни.
Таким образом, если к биоэтике подходить с мировоззренческих позиций, не ограничивать биоэтику, сведением этики к биологической, или медицинской этике, то ее взаимодействие с философией, этикой, правом предстает как необходимое и закономерное явление.
Поэтому широкое исследование философско-мировоззренческих функций биоэтики нам представляется необходимым и перспективным.
Необходимость выявления мировоззренческой природы биоэтики и всесторонний философский анализ позволяет, как нам представляется, преодолеть крайности социологизаторского и биологизаторского истолкования


[стр.,165]

этики.
Биоэтика даже в широком смысле не означает подмену этики и философии, так как она исследует определенный тип социально-нравственных отношений, связанных с моральной и правовой регуляцией агрессивного воздействия технической цивилизации на природу и человеческую
биологию.
В этом плане термин «биоэтика» не означает биологизации этики, или уничтожения морали во имя освобождения жизни, как призывал Ф.
Ницше, наоборот, междисциплинарный статус биоэтики, как нам представляется, может быть обоснован через усиление роли этики как философскомировоззренческого ядра в симбиозе с биологией.
Таким образом, философско-мировоззренческий статус биоэтики позволяет критически отнестись к редукционизму, характерному для Западной социобиологии и этическому нигилизму, характерному для прагматической трактовки биоэтики.

165

[Back]