технических аспектов проблемы просматривается новая биоэтическая сфера смыслов и ценностей человеческой жизни. Биоэтическая аксиосфера существенно отличается от традиционно понимаемой ноосферы В.И. Вернадского. Кризис современной цивилизации связан с обострением экологической ситуации, с «прогрессирующим» истощением ресурсов Земли, ее растущим загрязнением и в целом с неспособностью удовлетворительно решить жизненные проблемы в интересах всего человечества. Из всей совокупности глобальных проблем современности, экологическая стала для общества жизнеопределяющей. Это по существу проблема выживания, связанная не столько с появлением планетарных вызовов, угроз и опасностей существованию человечества, но и с самим способом существования человечества. Наибольшую опасность для цивилизации представляет социальноэкономическое развитие в его традиционно-стихийной, «частнособственнической» и дегуманизированной форме. При существующем способе существования человечества, основанном на частной собственности и рынке, уже в ближайшем будущем сможет жить на Земле, но западным стандартам жизни, лишь один, так называемый «золотой», миллиард людей при численности населения планеты в шесть миллиардов. Реальностью обозримого будущего могут стать войны, обнищание, эпидемии, вымирание и ожесточенная борьба за передел источников сырья. Проявления эволюционного кризиса человеческого социума могут быть разными, но сущность все более связывается с неотвратимостью глобального системного кризиса. Постепенность эволюционного процесса сменяется катастрофичностью, наступает бифуркационная стадия, когда дальнейшее развитие разрушительно для старой системы. Вопрос ставится так: «Быть или не быть... человечеству» (Н.Н. Моисеев). Обеспечение безопасности развития не только в экономическом, но и духовном аспекте становится приоритетной задачей социальной политики. 98 |
353 4.3. Биоэтики и безопасность развития биосферы Кризис современной цивилизации связан с обострением экологической ситуации, с «прогрессирующим» истощением ресурсов Земли, ее растущим загрязнением и в целом с неспособностью удовлетворительно решить жизненные проблемы в интересах всего человечества. Из всей совокупности глобальных проблем современности, экологическая стала для общества жизнеопределяющей. Это по существу проблема выживания, связанная не столько с появлением планетарных вызовов, угроз и опасностей существованию человечества, но и с самим способом существования человечества. Наибольшую опасность для цивилизации представляет социальноэкономическое развитие в его традиционно-стихийной, «частнособственнической» и дегуманизированной форме. При существующем способе существования человечества, основанном на частной собственности и рынке, уже в ближайшем будущем сможет жить на Земле, по западным стандартам жизни, лишь один, так называемый «золотой», миллиард людей при численности населения планеты в шесть миллиардов. Реальностью обозримого будущего могут стать войны, обнищание, эпидемии, вымирание и ожесточенная борьба за передел источников сырья. Проявления эволюционного кризиса человеческого социума могут быть разными, но сущность все более связывается с неотвратимостью глобального системного кризиса. Постепенность эволюционного процесса сменяется катастрофичностью, наступает бифуркационная стадия, когда дальнейшее развитие разрушительно для старой системы. Вопрос ставится так: «Быть или не быть... человечеству» (Н.Н. Моисеев). Обеспечение безопасности развития не только в экономическом, но и духовном аспекте становится приоритетной задачей социальной политики. Проблема обеспечения безопасности обусловила необходимость в начале третьего тысячелетия смены стратегии развития, перехода на новую модель |