Проверяемый текст
Горячев, Андрей Борисович; Разработка стратегии модернизации системы медицнского снабжения войск (сил) в мирное время (Диссертация 2011)
[стр. 38]

обеспечения МИ войск.
В частности, было практически ликвидировано т.н.
«автоматическое» снабжение, при котором
МИ направлялось в войска по Ь указанию вышестоящего органа медицинской службы, без учета конкретных условий обстановки.
При этом не всегда учитывались частые случаи повышенного расхода и боевые потери МИ, задержка эвакуации раненых, их массовое поступление на этапы медицинской эвакуации.
В 1942 г.
была утверждена «Инструкция по снабжению медико-санитарным имуществом в действующей армии» и установлен новый порядок обеспечения МИ войск, при котором ЛС и другое МИ подразделялись на имущество «особого перечня» или т.н.
«боевого обеспечения» и имущество «текущего довольствия».
МИ боевого обеспечения включало ограниченную номенклатуру предметов, которые расходовались в ходе боевых действий и отпускались по фактической потребности
[123].
В годы Великой Отечественной войны ГВСУ РККА разработало методику определения потребности в МИ, основанную на изучении и анализе состояния дел на местах [146].
Она включала указания по определению фактического расхода МИ на этапах медицинской эвакуации с использованием специальных карточек индивидуального учета предметов боевого обеспечения на одного раненого в течение всего периода его лечения.
Несомненные преимущества этой методики заключались в использовании реальных исходных данных.
Однако, сбор и
обобщение персональных сведений о большом числе раненых, проходящих через несколько этапов медицинской эвакуации (от поля боя до госпиталя) в условиях постоянного напряжения всех сил и средств медицинской службы, был весьма проблематичен.
В декабре 1943 г.
под руководством начальника ГВСУ РККА Е.И.
Смирнова было проведено заседание секции медицинского снабжения
Ученого медицинского совета ГВСУ РККА, на котором подводились итоги обеспечения МИ войск Красной Армии в 1941-1943 гг.
и обсуждались подходы
38
[стр. 44]

Для облегчения работы предприятий, в т.ч.
и мелких, переключённых на выполнение оборонных заказов, была упрощена нормативно-техническая документация на многие образцы МИ.
В этот же период началось переформирование громоздких армейских головных санитарных складов (ГСС) в более мобильные полевые армейские санитарные склады (ПАСС), подчинявшиеся военносанитарному отделу (ВСО) армии.
Война потребовала серьёзных корректив организационных принципов обеспечения МИ войск.
В частности, было практически ликвидировано т.н.
«автоматическое» снабжение, при котором
не всегда учитывались частые случаи* повышенного расхода и боевые потери МИ, задержка эвакуации раненых, их массовое поступление на этапы медицинской эвакуации.
В 1942 г.
была утверждена «Инструкция по снабжению медико-санитарным имуществом в действующей армии» и установлен новый порядок обеспечения МИ войск, при котором ЛС и другое МИ подразделялись на имущество «особого перечня» или т.н.
«боевого обеспечения» и имущество «текущего довольствия».
МИ боевого обеспечения включало ограниченную номенклатуру предметов, которые расходовались в ходе боевых действий и отпускались по фактической потребности
[231].
В повышении уровня обеспеченности МИ действующей армии немаловажное значение придавалось и использованию местных ресурсов.
К началу 1943 г.
в войсках стало появляться трофейное МИ.
В марте 1943 г.
для упорядочения его использования в военно-санитарные управления (ВСУ) фронтов была направлена соответствующая директива начальника ГВСУ РККА, а в декабре того же года краткий справочник «Трофейное германское имущество».
Большой вклад в улучшение качества медицинской помощи раненым и больным внесли поставки МИ союзными государствами по импорту и ленд-лизу, которые позволили удовлетворить почти на 40% потребность в сульфаниламидах, новокаине, глюкозе, а также широко внедрить в лечебную практику пенициллин [281,333].$ Главное место в деятельности специалистов медицинского снабжения занимало планирование и обеспечение МИ операций.
В начале войны, когда вой

[стр.,46]

вать необходимые лекарственные препараты.
В аптеках медико-санитарных батальонов их номенклатура в основном включала: растворы новокаина, изотонические растворы глюкозы и натрия хлорида, противошоковые жидкости Петрова и Попова, а также растворы морфина, сернокислой магнезии, стрептоцида, уротропина и др.
Среднесуточный объём изготавливаемых инъекционных растворов зависел от количества поступающих раненых и больных.
Максимального уровня 70-100 л в сутки он достигал в период напряжённых боёв* 1942 г.
Средние объёмы изготовления инъекционных растворов в аптеках медикосанитарных батальонов в течение месяца представлены в таблице 3 [31].
Таблица 3 —Объём работы аптек медико-санитарных батальонов'(медсб) 61 и 191 стрелковых дивизий за месяц Характеристика производственной деятельности Ед.
изм.
аптека медсб 61 дивизии аптека медсб 191 дивизии Изготовление инъекционных растворов, всего, в т.ч.: Л 1308 1047 новокаина л 540 219 натрия хлорида л 280 353 стрептоцида л 230 150 жидкости Попова л 25 жидкости Петрова л 98 Во время боевых действий одновременно с инъекционными растворами в больших количествах изготавливались антисептические растворы, а в межбоевой период —микстуры, витаминные настои из растительного сырья, порошки, мази, растворы для внутреннего и наружного применения.
В декабре 1943 г.
под руководством начальника ГВСУ РККА Е.И.
Смирнова было проведено заседание секции медицинского снабжения
Учёного медицинского совета, на котором подводились итоги обеспечения МИ войск Красной Армии в 1941-1943 гг.
и обсуждались подходы
к совершенствованию системы медицинского снабжения [243].
В результате анализа накопленного опыта и принятых мер к 1944 г.
значительно улучшилась организация обеспечения МИ действующей армии.
К концу войны система медицинского снабжения войск Красной Армии включала (рисунок 4):

[стр.,49]

хода МИ на этапах медицинской эвакуации с использованием специальных карточек индивидуального учёта предметов боевого обеспечения на одного раненого в течение всего периода его лечения.
Несомненные преимущества этой методики заключались в использовании реальных исходных данных.
Однако, сбор и
Ь обобщение персональных сведений о большом числе раненых, проходящих через несколько этапов медицинской эвакуации (от поля боя до госпиталя) в'условиях постоянного напряжения всех сил и средств медицинской службы, был весьма проблематичен.
Таким образом, за годы Великой Отечественной войны медицинской службой Красной Армии был накоплен огромный практический опыт обеспеI % чения МИ крупномасштабных военных операций и локальных боевых действий.
Изучение этого опыта послужило базой дальнейшего развития системы медицинского снабжения войск (сил).
Одной из первых работ послевоенного периода было исследование В.И.
Безака (1946 г.), посвящённое обоснованию методологии построения системы комплектно-табельного медицинского оснащения [12].
Автор обосновал основные медико-тактические требования к системе, а именно —соответствие потребностям войск, унификация, автономность использования, мобильность и др., разработал методы проведения исследований по её формированию и совершенствованию.
Проанализировав опыт прогнозирования расхода и порядок нормирования МИ в годы войны, В.И.
Безак предложил исчислять расчётные возможности комплектов по расходному имуществу во временных показателях (среднемесячная потребность или минимальное обеспечение боевой операции), * а по инвентарным предметам —исходя из необходимости обеспечения тех или иных медицинских мероприятий.
Проблемные вопросы оптимального расходования МИ нашли отражение в работе А.Н.
Архипова (1950 г.).
В целях более полного описания процессов потребления МИ на этапах медицинской эвакуации автор предложил выделять в структуре санитарных потерь «...группу ранений, не имеющих слишком

[Back]