Проверяемый текст
Косулина, Людмила Геннадьевна; Эволюция теоретических основ и практической деятельности партии социалистов-революционеров, 1901 - 1922 гг. (Диссертация 2003)
[стр. 56]

56 договора в Брсст-Литовске...».125 Выступление левых эсеров было использовано большевиками для устранения мощной оппозиционной, легальной политической силы» чтобы освободить руки для проведения своей политики, когда действовать было необходимо жестко и быстро в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, не оглядываясь на соперника.
Сразу же после выступления начался раскол партии и стремительное падение
ее влияния.
«Авантюру» 6-го июля осудило большинство левых эсеров делегатов V съезда Советов (понятно, что такая позиция для части из них была вынужденной).
Фракция левых эсеров сотрудников НКВД также осудила выступление и потребовала «немедленного исключения всех участников авантюры из партии и выбора нового ЦИ.К-та
партии».126 Политику своего центрального руководства осудил и ряд местных партийных организаций (Саратовский комитет ПЛСР, Елецкая организация и ДР.).
8 июля 1918 г.
ЦК РКП(б) постановил выяснить отношение делегатов V съезда Советов от
ПЛСР к «авантюре» и «освободить тех, кто заведомо непричастен и не сочувствует» этому выступлению.127 9 июля возобновил работу съезд Советов, на который вернулись около 200 членов левоэссровской фракции, осудивших политику своего ЦК.
Руководителем этой части съезда стал Г.
Закс.

Па следующий день Я.М.
Свердлов в своем выступлении на заседании съезда
отмстил, что «поскольку фракция левых эсеров уже сейчас отгораживается от Центрального Комитета партии в определенных его поступках, постольку, само собой разумеется, мы не только признаем законными их стремления к предложению совместной работы, но считаем такую 125ВертН Указ.
соч.
С.115.
126Пятый Всероссийский съезд Советов.
С.
234.
117Деятельность Центрального Комитета партии в документах.
С.
145.
[стр. 419]

419 коммунистов» и был заинтересован в убийстве Мирбаха и развязывании революционной войны.
То сеть, «левые коммунисты» надеялись чужими руками реализовать свои взгляды на разрыв Брестского мира.
Оценивая июльское выступление левых эсеров, Ж.
Садуль достаточно точно подметил, что за партией не было «достаточных сил для того, чтобы за этим сигналом к восстанию последовало бы настоящее восстание ...
Какими бы чистыми интеллектуалами, сугубыми идеологами пи были Камков, Карелин и Спиридонова, они не могут не знать, что за исключением какой-то части населения районов, оккупированных противником, их сторонники крестьяне бесконечно более далеки от войны, чем большевистские рабочие» ,22.
Крестьяне, поддерживавшие левых эсеров в борьбе с политикой большевиков в деревне, нс собирались идти за ними и воевать с немцами.
Пацифистская платформа большевиков в вопросе о войне и мире была для них предпочтительней «революционной войны» левых эсеров.
Это свидетельствует о том, что руководство ПЛСР в какой-то мере оторвалось от крестьянских масс, от их нужд и интересов.
По крайней мерс, от их взглядов па мир и войну.
Левые эсеры явно переоценили свою степень воздействия на грудящихся.
Таким образом, выступление б-го июля положило конец коалиции и обозначило переход к однопартийной диктатуре.
Тем самым «крестьянский путь» к социализму теперь становился уже совершенію невозможным.
«Мятеж левых эсеров стал логическим концом их сопротивления большевикам, начавшегося во время подписания договора в Брсст-Литовскс...»123.
Выступление левых эсеров было использовано большевиками для устранения мощной оппозиционной, легальной политической силы, чтобы освободить руки для проведения своей политики, когда действовать было необходимо
122 Садулг» Ж.
Указ.
соч.
С.
319.
123 Верг Н.
Указ.
соч.
С.
115.


[стр.,421]

421 Сразу же после выступления начался раскол партии и стремительное падение се влияния.
«Авантюру» 6-го июля осудило большинство левых эсеров делегатов V съезда Советов (понятно, что такая позиция для части из них была вынужденной).
Фракция левых эсеров сотрудников НКВД также осудила выступление и потребовала «немедленного исключения всех участников авантюры из партии и выбора нового Ц.И.К-та
партии».128 Политику своего центрального руководства осудил и ряд местных партийных организаций (Саратовский комитет ШІСР, Елецкая организация и ДР.).
8 июля 1918 г.
ЦК РКП(б) постановил выяснить отношение делегатов V съезда Советов от
ШІСР к «авантюре» и «освободитъ тех, кто заведомо непричастен и не со129 чувствует» этому выступлению .
9 июля возобновил работу' съезд Советов, на который вернулись около 200 членов
лсвоэссровской фракции, осудивших политику своего ЦК.
Руководителем этой части съезда стал Г.
Закс.

На следующий день Я.М.
Свердлов в своем выступлении на заседании съезда
отметил, что «поскольку фракция левых эсеров уже сейчас отгораживается ог Центрального Комитета паргии в определенных его поступках, постольку, само собой разумеется, мы нс только признаем законными их стремления к предложению совместной работы, но считаем такую работу вполне возможной и желательной, и, несомненно, места, пропорционально количеству таких делегатов, будут им предоставлены...» ,эо.
Однако сотрудничество предполагалось уже не с гой партией левых эсеров, которая была до 6 июля.
Левые эсеры, осудившие политику своего ЦК, по сути дела, вышли из нес и продолжали называться таковыми лишь формально.
Первое заседание В ЦИК Советов Ѵ-го созыва было открыто 15 июля 1918 г.
Я.
Свердловым.
Присутствующие рассмотрели заявление от фракции 13 Пятый Всероссийский съезд Советов.
С.
234.
,г’ Деятельность Центрального Комитета паргии в документах.
С.
145.
по РГАСПИ.
Ф.
564.
On.
1.
Д.
21.
Л.
112.

[Back]