Проверяемый текст
Шендерей, Евгений Эдуардович; Формирование содержания подготовки студентов негосударственных вузов в области информационных технологий (Диссертация 2004)
[стр. 94]

нии и методах естественно-научного познания как о наивысших культурных ценностях.).
Сциентизм абсолютизирует роль науки в системе культуры человеческого общества.
При этом наивысшей ценностью
считаются стиль и общие методы построения знания, свойственные естественным и точным наукам, которые рассматриваются как образцы научного знания вообще.
В другой концепции содержание образования определяется как совокупность знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены студентами.
Такое определение не раскрывает характера этих знаний и умений и не основано на анализе состава всей человеческой культуры.
Предполагается, что обладание знаниями и умениями (относящимися, кстати, к тем же основам наук) позволит человеку адекватно жить и действовать внутри
сухцествующей социальной структуры.
В этом случае и требования к образованию соответствующие: необходимо и достаточно передать студентам знания, умения и навыки по различным учебным дисциплинам.
Однако такое ограниченное понимание образования явно ошибочно.

В последние десятилетия XX века (ориентировочно с 1960-х гг.) в общественном и педагогическом сознании произошел сдвиг, повлекший за собой продвижение в понимании всего комплекса вопросов, связанных с образованием, его ролью в социуме.
То, что называют личностно ориентированным образованием человека, выступает как часть глобального социального процесса смены рецептивно отражательного понимания мышления, а значит, и образования человека, другим, который называют конструктивно-деятельностным.
Конструктивно-деятельностное понимание сущности образования стало основой построения концепции его содержания, в наибольшей степени соответствующего установкам гуманистического мышления.
В этой концепции содержание образования рассматривается как педагогически адаптированный социальный опыт человечества,
[стр. 100]

100 Возникает необходимость обращения к имеющимся концепциям содержания для того, чтобы определить их соответствие целям личностно ориентированного образования.
Согласно одной из концепций, имеющей достаточно давнее происхождение, содержание образования определяется как педагогически адаптированные основы наук, изучаемые в вузе.
Такое понимание содержания образования нацеливает на формирование у студентов основ научных знаний и приобщение их к производству.
Человек, овладевший такой суммой знаний, в ряду средств производства выступает как «производительная сила».
Образование, реализующее такое содержание, может быть охарактеризовано как технократическое или сциентистское.
(Сциентизм мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании и методах естественно-научного познания как о наивысших культурных ценностях.).
Сциентизм абсолютизирует роль науки в системе культуры человеческого общества.
При этом наивысшей ценностью
считается стиль и общие методы построения знания, свойственные естественным и точным наукам, которые рассматриваются как образцы научного знания вообще.
В другой концепции содержание образования определяется как совокупность знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены студентами.
Такое определение не раскрывает характера этих знаний и умений и не основано на анализе состава всей человеческой культуры.
Предполагается, что обладание знаниями и умениями (относящимися, кстати, к тем же основам наук) позволит человеку адекватно жить и действовать внутри
существующей социальной структуры.
В этом случае и требования к образованию соответствующие: необходимо и достаточно передать студентам знания, умения и навыки по различным учебным дисциплинам.
Однако такое ограниченное понимание образования явно ошибочно.


[стр.,101]

101 В последние десятилетия (ориентировочно с 60-х гг.) в общественном и педагогическом сознании произошел сдвиг, повлекший за собой продвижение в понимании всего комплекса вопросов, связанных с образованием, его роли в социуме.
То, что называют личностно ориентированным образованием человека, выступает как часть глобального социального процесса смены рецептивно отражательного понимания мышления, а значит, и образования человека, другим, который называют конструктивно деятельностным.
Конструктивно-деятельностное понимание сущности образования стало основой построения концепции его содержания, в наибольшей степени соответствующего установкам гуманистического мышления.
В этой концепции содержание образования рассматривается как педагогически адаптированный социальный опыт человечества,
тождественный по структуре (разумеется, не по объему) мировой культуре.
В соответствии с таким пониманием содержание образования должно включать, помимо «готовых» знаний и опыта осуществления деятельности по образцу, также опыт творческой деятельности и эмоциональноценностных отношений.
Тем самым содержание образования существенно шире основ наук и нацелено на формирование личности освоившей социальный опыт человечества в его структурной полноте.
Усвоение социального опыта в его цельности позволит студенту не только успешно функционировать в обществе, быть хорошим исполнителем, но и действовать самостоятельно, не просто «вписываться» в социальную систему, а изменять ее.
Представим весь процесс формирования содержания образования.
Главным отправным пунктом его будут общие цели образования, выраженные преимущественно в терминах философии и социологии и конкретизированные в психологических представлениях.
Наряду с тем, не менее важными являются цели образования, переведенные на язык педагогики,

[Back]