Проверяемый текст
Никитина Инна Филипповна; Конституционно-правовые основы высшего профессионального образования в Российской Федерации (Диссертация 2005)
[стр. 117]

весьма условный характер, поскольку данные категории достаточно подвижны и в зависимости от конкретной ситуации определенная гарантия может выступать и (или) условием, и (или) средством.
Например, использование Государственных образовательных стандартов среднего или высшего профессионального образования, с одной стороны, можно рассматривать в качестве обязательного условия организации учебного процесса в образовательном учреждении, а с другой стороны средством защиты интересов студента в вопросе получения качественного образования.
Важнейшей гарантией права на среднее и высшее образование является его доступность.
В то же время в современном мире отмечают несколько противоречий в развитии среднего и высшего профессионального образования.
Одно из них состоит в увеличении числа учащихся и сокращении при этом государственных расходов на среднее и высшее профессиональное образование, на финансирование образования.
Провозглашенное формальное равенство на среднее и высшее профессиональное образование сопровождается другим противоречием усилением неравенства в плане доступа к этим ступеням образования.
Проблема равенства доступа к среднему и высшему профессиональному образованию имеет два основных аспекта: 1) обеспечение доступа каждого человека к среднему и высшему профессиональному образованию, необходимому для эффективного функционирования в современном обществе; 2) равенство при поступлении в средние и высшие профессиональные учебные заведения для всех социальных групп и слоев независимо ог материального положения людей, их национальности, пола, места жительства и других особенностей.
О нерешенности проблемы доступа к среднему и высшему профессиональному образованию в нашей стране свидетельствуют и данные
[стр. 58]

РФ особое значение имеют типовые положения об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов и реализации их деятельности.
Например, «Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)».
Значительный удельный вес в системе федеральных подзаконных нормативно-правовых актов в области образования занимают нормативноправовые акты Министерства образования и науки РФ .
Этими актами устанавливается порядок приема граждан в государственные учреждения среднего и высшего профессионального образования, утверждаются федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников образовательных учреждений и т.п.
Они принимаются в форме приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений.
Министерство образования и науки России правомочно устанавливать нормы, регулирующие отношения министерства, его органов, образовательных учреждения с гражданами, иными учреждениями, организациями, не входящими в систему министерства.
Такие акты являются общеобязательными, и подлежат обязательной регистрации в со Министерстве юстиции РФ .
Общеобязательные нормативно-правовые акты Министерства образования и науки РФ, равно как и других центральных органов исполнительной власти, не прошедшие данной процедуры и не имеющие номера государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ, не могут вступать в действие, а содержащиеся в них нормы права регулировать общественные отношения.
Подзаконные нормативно-правовые акты по вопросам образования принимаются и органами государственной власти субъектов РФ, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской 56Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N314 «О системе и структуре федеральных органов исподинтсльной власти» образовано Министерство образования и науки Российской Федерации.
57 Например, Приказ Министерства образования РФ от 14 января 2003 г.
Л°50 «О порядке приёма в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (высш ие учебные заведения) Российской Федерации, учреждённые федеральными органами исполнительной власти».
На основании раздела I! Постановления Правительства РФ ЛЬ 1009

[стр.,111]

международными договорами Российской Федерации, в том случае, если исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты126.
Таким образом, анализируя конституционно-правовой механизм института гарантий высшего профессионального образования в РФ, можно выделить две основные группы.
К первой относятся гарантии, направленные на создание благоприятной обстановки для пользования основными правами и свободами.
Их можно определить как гарантии-условия реализации права.
Это, прежде всего, наличие конституционно и законодательно закреплённых норм, регулирующих правоотношения в образовательной сфере и создание нормативно-правовой базы реализации этих норм.
Ко второй — гарантии, выступающие в качестве способов, приёмов и методов охраны и обеспечения прав и свобод личности.
Это гарантии-средства охраны права.
Каждая из названых групп имеет абсолютную значимость.
Но, если анализировать последовательность использования человеком конституционно-правовых гарантий, то с этой точки зрения можно отметить первичность гарантийусловий реализации права.
Ведь прежде чем установить охранный механизм необходимо определить непосредственный объект защиты.
Также следует отметить, что при детальном рассмотрении разделение правовых гарантий на гарантии-условия реализации права и гарантии-средства защиты носит весьма условный характер, поскольку данные категории достаточно подвижны и в зависимости от конкретной ситуации определённая гарантия может выступать и (или) условием и (или) средством.
Так использование в сфере образования Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования с одной стороны можно рассматривать в качестве обязательного условия организации учебного процесса в вузе, а с другой средством защиты интересов студента в вопросе получения качественного образования.
126До настоящего времени не известны случаи обращения граждан РФ в Европейский суд по правам человека в с проблемой нарушения реализации права получения человеком высшего профессионального образования .
Однако, опыт международной практики свидетельствует о том, что нарушения права человека в вопросе получения высшего образования не раз становились предметом разбирательства в Европейском суде по правам человека.
Например смотри: Практика Европейского Суда по правам человека.
Бюллетень Европейского Суда по правам человека: J.Pcck v.
United Kingdom (application n.
25717/95), P.Brodez v.
Slovakia (application n.
17363/98), S.Lagerblom v.
Sweden (application n.
74451/93), http://ww\v.
Lcxest.ru/bulletin.php

[Back]