Проверяемый текст
Никитина Инна Филипповна; Конституционно-правовые основы высшего профессионального образования в Российской Федерации (Диссертация 2005)
[стр. 71]

Праву на среднее и высшее профессиональное образование присущи все существующие признаки субъективных прав личности, а также особые специфические черты, раскрывающиеся в его содержании и реализации.
Оно представляет собой реально существующую гарантируемую государством возможность каждого гражданина пользоваться всеми предусмотренными в законе благами в сфере образования.
Право на среднее и высшее профессиональное образование реализуется гражданином как в целях удовлетворения личных потребностей, так и в целях обеспечения общественных интересов.
Такая взаимообусловленность интересов выражается, в частности, в том, что государство, с одной стороны, возлагает на граждан обязанность получить определенный уровень образования (среднее общее образование), а с другой стороны, предоставляет им широкие возможности для использования форм и видов образования по их собственному усмотрению (среднее и высшее профессиональное образование).
При исследовании юридической природы конституционного права на среднее и высшее профессиональное образование валено рассмотреть его как субъективное право граждан, то есть такое право, которое по своему социальному содержанию представляет фактическую возможность лица обладать и пользоваться определенным благом для удовлетворения личных и общественных интересов.
В связи с этим, интересным представляется мнение Д.
А.
Ягофарова, который полагает, что в самом понятии «право на образование» сегодня присутствуют элементы долженствования (юридической обязанности), а не
только возможности111.
Другими словами, право на образование является одновременно и обязанностью получать (иметь) образование.

Так, согласно пункту 4 статьи 43 Конституции Российской Федерации фиксируется 114 Я гофаров Д А Право на образование и образовательное право.
Екатеринбург.
1999
С.
30.
[стр. 27]

образование» для всех уровней образования? Думается, что логично развести понятие «право» с понятием «обязанность получения основного среднего образования»? В этом случае, объем понятия права на образование уменьшается, конкретизируется, базируясь на определённых возрастных критериях и ступенях образовательной системы, однако оперировать им в теоретическом и практическом отношениях становится легче.
Следовательно, о праве на образование как о свободе выбора поведенческой модели в его реализации можно говорить применительно к среднему (полному), среднему профессиональному, высшему профессиональному и послевузовскому образованию.
В связи с этим, интересным представляется мнение Д.А.
Ягофарова, который полагает, что в самом понятии «право на образование» сегодня присутствуют элементы долженствования (юридической обязанности), а не
Л Л только возможности .
Другими словами, право на образование является одновременно и обязанностью получать (иметь) образование.

Причём, это относится не только к основному среднему, являющемуся конституционной обязанностью, но и, как ни покажется странным, высшему образованию.
Сегодня в общественном сознании в целом, и в правосознании работодателей и потенциальных наемных работников, в частности, начинает доминировать искаженное представление о высшем образовании.
Практически не идет речь о том, что право на получение высшего образования может быть реализовано далеко не всеми, кто имеет аттестат зрелости.
Многие абитуриенты, особенно поступающие на заочное обучение, рассматривают получение высшего образования уже не как использование своего права, а как необходимость, поскольку отсутствие высшего образования отождествляется с невозможностью обеспечения достойного уровня жизни и развития личности.
Следовательно, в массовом сознании право на высшее образование постепенно, но уверенно трансформируется в обязанность (обязательность) его получения.
Думается, что данная ситуация неизбежно порождает серьёзные 20Смотрн: Ягофаров Д.Л.
Право на образование и образовательное право.
Екатеринбург, 1999.

[Back]