Проверяемый текст
Никитина Инна Филипповна; Конституционно-правовые основы высшего профессионального образования в Российской Федерации (Диссертация 2005)
[стр. 81]

образование нормативной базой модернизации системы образования стали Указ Президента РСФСР «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР» от 11 июля 1991 года 129 и Закон Российской 1O Q Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года .
Важность принятия Президентом РСФСР Указа «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР»
заключалась в том, что согласно данного документа, было определено место образования в числе приоритетных направлений развития республики и закладывались конкретные программные мероприятия по урегулированию отношений в данной отрасли.
Следует также отметить, что до принятия Закона Росси некой Федерации «Об образовании», в России до 1992 года законов прямого действия в области образования не было, поэтому этот закон сразу занял центральное положение в законодательстве об образовании.
Важнейшей задачей данного нормативного документа стало определение объема нрав граждан па образование и порядок реализации этих прав.
Принятые документы в основном соответствовали
провозглашенным принципам развития образования в России и создавали широкие правовые рамки функционирования всей системы образования.
Закон Российской Федерации
«Об образовании» можно признать «систематизирующим» в образовательном законодательстве, поскольку он, фактически заложил основы законодательства в области образования1 3 .
Следующим принципиально важным этапом развития законодательства в сфере образования стало принятие Конституции
Российской Федерации в 1993 году.
Россия, руководствуясь нормами международного законодательства, продолжила конституционную традицию 129 Собрание законодательства Российской Федерации.
2003 № 9.
Ст 851.
130 Собрание законодательства Российской Федерации.
2009.
№ 7.
Ст.
787.
Никитина И.
Ф.
Конституционно-правовые основы высшего профессионального образования в Российской Федерации.
Дис.
...
канд.
юрид наук.
М., 2005.
С.
35.
81
[стр. 33]

осложнялась не только деятельность юридических служб и руководителей учебных заведений, но и инициировались условия для юридических коллизий и необоснованных решений.
Кроме того, проявилась особенно сложная проблема переходного периода —одновременное действие нормативно-правовых актов, принятых в разных государственно-правовых условиях.
Данные документы отражали различные социально-экономические и политические подходы к образованию и не могли в полном объёме удовлетворять требованиям новых отношений, формировавшихся в сфере образования.
Накладываясь на правовую неопределенность, обусловленную пробелами в законодательстве и разрывами в законодательной вертикали, эта отличительная черта переходного периода привела к возникновению коллизий на всех уровнях правового поля сферы образования: между самими нормативными правовыми актами, между федеральными правовыми нормами и результатами нормотворчества субъектов Российской Федерации.
К числу последствий такого положения дел в сфере правового обеспечения процесса развития системы образования России можно отнести медленное освоение требований новых нормативных правовых актов в деятельности образовательных учреждений, слабое знание гражданами своих прав в сфере образования и недостаточное развитие практики их защиты с использованием средств закона.
Важность принятия Президентом РСФСР Указа «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР» от 11 июля 1991г.

№1 заключалась в том, что согласно данного документа, было определено место образования в числе приоритетных направлений развития республики и закладывались конкретные программные мероприятия по урегулированию отношений в данной отрасли.
Особенно следует обратить внимание на первый пункт указа Президента, где впервые сформулировано отношение государства к новому явлению в системе образования негосударственному образовательному сектору: «разработать и представить до конца 1991 года на утверждение Верховного Совета РСФСР Государственную программу развития образования в РСФСР, предусмотрев в ней создание фондов развития образования и

[стр.,35]

положения закона констатировали достаточно полное удовлетворение образовательных прав населения.
Однако далеко не все из перечисленных принципиальных положений нашли в законе адекватное отражение.
Так например, в ст.2 , п.(е) Закона РФ "Об образовании” в числе принципов государственной политики в области образования утверждается "демократический государственно-общественный характер управления образованием.
Автономность образовательных учреждений”.
Вместе с тем, конкретные формы, или хотя бы направления их поиска для формирования государственно-общественного управления, в Законе никак не прописаны.
Несомненно, важным является фиксация законом правовой базы возникновения негосударственного сектора в сфере образования (ст.
11, 33, 34, 36, 39, 41,42, 43 и др.).
Однако большинством руководящих работников системы образования и части педагогической и широкой общественности это было воспринято как принципиальная возможность приватизации образовательных учреждений, что вызвало резко негативную реакцию.
Хотя справедливо будет отметить, что в отличие от промышленности, строительства или торговли негосударственный сектор в образовании возник не путем приватизации государственных вузов, а благодаря созданию новых дополнивших, а не заместивших государственные.
Тем не менее, принятые документы в основном соответствовали провозглашённым принципам развития образования в России и создавали широкие правовые рамки функционирования всей системы образования.
Закон Российской Федерации
“Об образовании” следует признать “системообразующим” в образовательном законодательстве, поскольку он, фактически, заложил основы законодательства в области образования.
По оценке Э.Д.Днепрова, ”с принятием Закона РФ "Об образовании" заканчивался и первый, прорывный этап реформы"31.
По его мнению, основным содержанием и результатами первого этапа образовательной реформы, наряду с 3 1 Днепров Э.Д.
Реформа образования в России и государственная политика.
М..
Министерство образования,

[стр.,36]

выработкой новой философии, новой идеологии образования и сломом старой тоталитарной образовательной политики, стало законодательное оформление и закрепление реформы, создание ее правовой базы Закона РФ "Об образовании", который не только юридически закрепил новую философию образования и идеологию реформы, но сделал их правовой нормой .
Следующим принципиально важным этапом развития законодательства в сфере образования стало принятие Конституции
РФ в 1993 году.
Российская Федерация, руководствуясь нормами международного законодательства33, продолжила конституционную традицию закрепления права па образование в Основном Законе.
Конституция определила общие законодательные рамки функционирования системы образования в России.
В статье 43 Конституции РФ кроме закрепления всеобщности права на образование, была провозглашена гарантированность общедоступности и бесплатности, в т.
ч.
для высшего образования на конкурсной основе, а также введение федеральных государственных образовательных стандартов, реализация которых осуществляется за счет федеральных ресурсов.
Однако, по мнению ряда исследователей34, ст.43 действующей конституции является достаточно противоречивой.
Так анализируя только правовые основы приобретения человеком высшего профессионального образования заложенные в конституции, можно сделать несколько противоречивых заключений.
Вопервых, высшее профессиональное образование получается бесплатно, хотя и ограничено условиями конкурсного отбора.
Платное же образование (по Конституции РФ) не предусмотрено, а следовательно существует по принципу «разрешено то, что не запрещено».
В таком случае, правомерно ли в систехме платного образования введение сдачи вступительного экзамена, собеседования или конкурсной основы? Ведь критерием отбора в данном случае становятся не 3 2 Днепров Э.Д.
Укз.соч., С.
53.
33 Декларацией прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 голу, Пактом о гражданских и политических правах и Пактом об экономических, социальных и культурных правах, принятыми Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 голу.
34 Смотри Шукшунов В.Е.
От сознания парадигмы к образовательной практике.
// Сборник научных сообщении "Развитие образования и науки на пороге XXI века М.: 1995 г; Широбоков С.М.
Государственные гарантии обеспечения прав и права граждан Российской Федерации па образование: де-юре и де-факто// Аналитический вестник.
Издательство Государственной Думы.
1997г.

[Back]