Проверяемый текст
Исмаилов, Элдар Ахмед оглы; Современная этнополитическая ситуация на Северном Кавказе и пути преодоления межнациональной конфликтности (Диссертация 2006)
[стр. 132]

132 удовлетворения этнокультурных запросов граждан, достижения межнациональной стабильности, предупреждения конфликтов на национальной почве.
В понимании проблем межнациональных отношений необходимо отметить, что традиционные научные круги пассивно наблюдают за усилиями интеллигенции малочисленных народов в попытках реформировать научную и общественную деятельность в этой сфере.
Отдельным народам на протяжении многих лет отказывалось в признании права на осознание своих культурных ценностей, навязывались западные, либеральные стандарты в этой сфере.
Прочность российской цивилизации во многом зависит от сохранения и укрепления единства всех
религии, действующих на территории нашей страны, в том числе от дружбы и взаимоподдержки православия и ислама.
Ф * Исторический опыт свидетельствует о возможности сотрудничества этих двух религий и взаимообогащении участников этого процесса.
ф Существуют правовые документы, определяющие меры по стабилизации межнациональных отношений в духовной сфере1, однако реальность требует конкретных действий, подкрепленных как новыми правовыми документами, так и государственной финансовой поддержкой.
Объективная действительность, историческая практика и общефилософский подход к общественным процессам требуют разработки комплексной государственной национальной программы
в России с учетом ф правовой, социокультурной, экономической, политической особенностей каждого проживающего здесь этноса.
Говоря о противодействии этнополитическому экстремизму, следует отметить, что протестно настроенные этнополитические движения в своей I*;еятельности опираются, в основном, на социально незащищенные слои 1 Речь идет, прежде всего, о Концепции государственной национальной политики Российской Федерации (утв.
Указом Президента РФ от
15.06.
1996 г.
№ 909), раздел III, пункт 3 и Основных положениях региональной политики в
Российской Федерации (утв.
Указом Президента РФ от
3.06.1996.
№ 803), раздел 5, пункт 2.

4
[стр. 122]

122 в Северо-Кавказском регионе.
Следующее, на наш взгляд не менее важное замечание для понимания процессов в сфере национальной политики.
Российская интеллигенция (научная, политическая, военная и т.д.) исторически тормозит возможность вступления в институционализированную научную, общественную деятельность рациональных «мусульманских сил», способных качественно изменить национальную политику в отношении к северокавказским народам1.
Таким образом, исламу на протяжении многих лет отказано в «признании за мусульманскими социумами способностей к автономному, т.е.
«вне2 западному», развитию своих позитивно-креатиных способностей» .
Говоря об этноконфессиональных отношениях на Северном Кавказе, следует отметить проблему взаимоотношения мусульманских народов с исламским миром.
Следует отметить, что Россия является в большой мере православно-мусульманской страной, где мусульмане считают себя не только российскими гражданами, но и частью мусульманской уммы.
Прочность российской цивилизации во многом зависит от сохранения и укрепления единства всех
религий, действующих на территории нашей страны, в том числе от дружбы и взаимоподдержки православия и ислама.
Как мы уже отмечали, исторический опыт свидетельствует о возможности сотрудничества этих двух религий.
Основой, скрепляющей связи православия и ислама, было и остается осознание ими равноправной частью российского народа, живущего в общем, + едином и неделимом государстве.
Сегодня правовые документы определяют меры по стабилизации межнациональных отношений в духовной сфере , однако реальность требует не1*3 1Так, например, Р.Г.
Абдулатипов, будучи министром национальной политики РФ, не смог осуществить свою мечту —принятие Концепции национальной политики на Северном Кавказе.
О _ См.: Батунский М.А.
Россия и ислам.
Т.З.
—М.: Прогресс-Традиция, 2003.
С.153.
3 Речь идет, прежде всего, о Концепции государственной национальной политики Российской Федерации (утв.
Указом Президента РФ от
15.06.
1996 г.
№ 909), раздел III, пункт 3 и Основных положениях региональной политики в


[стр.,123]

123 общих слов, а конкретных действий, подкрепленных как новыми правовыми документами, так и финансовыми влияниями.
Уважение, гарантии сохранения и развития национальной самобытности, традиционных культурных ценностей мусульманских народов Северного Кавказа, их жизненного уклада должны лежать в основе стабилизации межнациональных отношении.
Объективная действительность, историческая практика и общефилософский подход к общественным процессам требуют разработки комплексной государственной национальной программы
на Северном Кавказе.
Данная программа должна включать направления с охватом правовой, социокультурной, экономической и военно-политической сфер.
Кроме того, в ее основу должны лечь предложения, детерминированные внешними и внутренними факторами воздействия на национальную политику страны (об этом смотри выше прим, автора).
Выводы.
Синтезируя выявленные тенденции на общефилософском, научном и специальном уровне, можно предложить основные положения комплексной государственной национальной программы на Северном Кавказе.
Это прежде всего: создание в стране государственных и общественных структур, призванных содействовать государственно-национальным, государственнорелигиозным отношениям, наделенных определенными полномочиями; координация деятельности многочисленных национальных и религиозных объединений соответствующими государственными структурами; создание устойчивой системы взаимоотношения государственных органов с традиционными религиями в России; ужесточение системы регистрации религиозных объединений, различных национальных движений, партий и организаций, не допущение создания Российской Федерации (утв.
Указом Президента РФ от
3.06.
1996.
№ 803), раздел 5, пункт 2.

[Back]