24 проблемам теории этноса и межэтнического взаимодействия, а также существующей потребностью политического руководства в принятии решений по ликвидации межэтнических конфликтов. В последние годы, наряду с тем, что человек идентифицировал себя, прежде всего как представитель сословия, житель определенной местности, последователь той или иной религии, у большинства населения нашей страны активизировалось осознание принадлежности к этносу или нации. Этничность служит определенной цивилизационной характеристикой г индивида: выяснив его национальность, мы невольно соотносим его с определенным стереотипом особенностями культуры, менталитетом, обычаями, стилем поведения, темпераментом и прочими свойствами. В этой связи примечательно высказывание графа Жозефа Мари де Мэстра (1753—1821), в течение пятнадцати лет служившего послом 9 * Королевства Сардинии в России, который отмечал: «В свое время мне приходилось видеть французов, итальянцев и русских. Благодаря Монтескье л л я знаю, что кто-то может быть персом, но что касается человека, то я заявляю, что никогда в жизни его не встречал. Если таковой и существует, то я об этом не знаю»1. Этнические стереотипы очень живучи, нередко даже среди образованных людей, по той простой причине, что они служат своего рода путеводителем при общении с лицами других национальностей, избавляя индивида от лишнего умственного напряжения необходимости в каждом конкретном случае выяснять личностные особенности встреченного человека другой национальности. Еще большее значение имеют проявления этничности на уровне групп. Ведь этнос это, прежде всего и главным образом относительно устойчивая социокультурная общность. Каждый народ, большой или малый, имеет свой неповторимый культурный облик. Благодаря этому мир столь многообразен. Культуры разных народов служат неиссякаемым источником обогащения и 1Этнос и политика: Хрестоматия / Авт. сост. А.А. Празаускас. М.: УРАО, 2000. С.4. |
38 Этнополитюса, являясь частью государственной политики, имеет определенную структуру, принципы, функции, типы, обусловленные различными причинами. Методологический анализ этнополитики предполагает, на наш взгляд, рассмотрение следующих вопросов: генезиса и эволюции, сущности и структуры этнополитики, противоречий и тенденций ее развития, роли и места в политической жизни общества. Необходимо отметить, что исторический опыт полиэтнических и многонациональных государств давно является предметом активного изучения зарубежных и отечественных обществоведов. Такая активность, особенно в области политологии, была во многом стимулирована дискуссией, развернувшейся между исследователями разных стран, по проблемам теории этноса и межэтнического взаимодействия, а также существующей потребностью политического руководства в принятии решений по ликвидации межэтнических конфликтов. Если в предыдущие века человек определял себя прежде всего как представитель сословия, житель определенной местности, последователь той или иной религии — одной из ветвей христианства, ислама, буддизма, индуизма и т.д., то теперь для населения большинства стран характерно прежде всего осознание принадлежности к этносу или нации. Этичность служит определенной культурной характеристикой индивида: выяснив его национальность, мы невольно соотносим его с определенным стереотипом — особенностями культуры, менталитетом, обычаями, стилем поведения, темпераментом и прочими свойствами. Еще в начале XIX в. граф Жозеф Мари де Мэстр (1753—1821), в течение пятнадцати лет служивший послом Королевства Сардинии в России, отмечал:"В свое время мне приходилось видеть французов, итальянцев и русских, благодаря Монтескье я знаю, что кто-то может быть персом, но что касается человека, то я заявляю, что никогда в 39 жизни его не встречал. Если таковой и существует, то я об этом не знаю"1. Этнические стереотипы очень живучи, нередко даже среди образованных людей, по той простой причине, что они служат своего рода путеводителем при общении с лицами других национальностей, избавляя индивида от лишнего умственного напряжения — необходимости в каждом конкретном случае выяснять личностные особенности встреченного человека другой национальности. Еще большее значение имеют проявления этпичносги на уровне групп. Ведь этнос — это прежде всего и главным образом относительно устойчивая социокультурная общность. Каждый народ, большой или малый, имеет свой неповторимый культурный облик. Благодаря этому мир столь многообразен. Культуры разных народов служат неиссякаемым источником обогащения и движущими силами развития великих цивилизаций и глобальной культуры. В свою очередь многие элементы мировой культуры, особенно то, что называется универсальными человеческими ценностями, а также современные политические институты, в каждой стране имеют специфическую национальную окраску и особенности. Как мы уже отметили, роль этичности в отношениях между отдельными людьми и между народами ярко и нередко в драматической форме проявляется в области политики. Число государств в современном мире не достигает двухсот, а групп, относимых к категории этноса, насчитывается несколько тысяч. Поэтому государств с этнически однородным населением очень немного, а большинство стран — полиэтничпы или, используя привычную терминологию, многонациональны. В таких странах проблема отношений между отдельными народами, между большинством и меньшинствами становится важной осью политической жизни. Проблема приобретает особо острый характер, если режим по каким-либо причинам не в состоянии найти 1Этнос и политика: Хрестоматия / Авт. сост. А.А. Празаускас. М : УРАО, 2000. С.4. |