25 движущими силами развития великих цивилизаций и глобальной культуры. В свою очередь многие элементы мировой культуры, особенно то, что называется универсальными человеческими ценностями, а также современные политические институты? в каждой стране имеют специфическую национальную окраску и особенности. Как показывает историческая практика, роль этничности в отношениях между отдельными людьми и между народами очень часто проявляется в области политики. Это обусловлено, в том числе, и тем, что государств в современном мире насчитывается около двухсот, а групп, относимых к категории этноса,несколько тысяч. Государств с этническим однородным населением очень немного, а большинство стран полиэтничны или, используя привычную терминологию, многонациональные страны. В таких странах проблема отношений между отдельными народами, между f большинством и меньшинствами становится важной осью политической жизни. Проблема приобретает особо острый характер, если режим по какимлибо причинам не в состоянии найти формулу взаимоотношений и способы национально-государственной интеграции, приемлемые для различных этнических групп. В такой ситуации этничность нередко становится ф платформой для политической мобилизации под лозунгами автономии, суверенитета или независимости. В последнем случае проблематичным щ оказывается само существование многонационального государства и, как показывает судьба Османской империи, Австро-Венгрии, Югославии, Советского Союза, Чехословакии, такие государства нередко распадаются. Но возникшие на их месте «национальные» государства, как правило, сталкиваются с теми же проблемами вплоть до угрозы дезинтеграции. Отдельные национальные лидеры полагают, что каждый народ имеет право на собственную государственность и рассматривают существующую t международную систему государств как несправедливую по отношению ко многим народам. Другие а это большинство ученых и политики«государственники» отвечают, что потенциально бесконечная i |
39 жизни его не встречал. Если таковой и существует, то я об этом не знаю"1. Этнические стереотипы очень живучи, нередко даже среди образованных людей, по той простой причине, что они служат своего рода путеводителем при общении с лицами других национальностей, избавляя индивида от лишнего умственного напряжения — необходимости в каждом конкретном случае выяснять личностные особенности встреченного человека другой национальности. Еще большее значение имеют проявления этпичносги на уровне групп. Ведь этнос — это прежде всего и главным образом относительно устойчивая социокультурная общность. Каждый народ, большой или малый, имеет свой неповторимый культурный облик. Благодаря этому мир столь многообразен. Культуры разных народов служат неиссякаемым источником обогащения и движущими силами развития великих цивилизаций и глобальной культуры. В свою очередь многие элементы мировой культуры, особенно то, что называется универсальными человеческими ценностями, а также современные политические институты, в каждой стране имеют специфическую национальную окраску и особенности. Как мы уже отметили, роль этичности в отношениях между отдельными людьми и между народами ярко и нередко в драматической форме проявляется в области политики. Число государств в современном мире не достигает двухсот, а групп, относимых к категории этноса, насчитывается несколько тысяч. Поэтому государств с этнически однородным населением очень немного, а большинство стран — полиэтничпы или, используя привычную терминологию, многонациональны. В таких странах проблема отношений между отдельными народами, между большинством и меньшинствами становится важной осью политической жизни. Проблема приобретает особо острый характер, если режим по каким-либо причинам не в состоянии найти 1Этнос и политика: Хрестоматия / Авт. сост. А.А. Празаускас. М : УРАО, 2000. С.4. 40 формулу взаимоотношений и способы национально-государственной интеграции, приемлемые по крайней мере для относительно крупных этнических групп. В такой ситуации этничность нередко становится платформой для политической мобилизации под лозунгами автономии, суверенитета или независимости. В последнем случае проблематичным оказывается само существование многонационального государства и, как показывает судьба Османской империи, Австро-Венгрии, Югославии, Советского Союза, Чехословакии, такие государства нередко распадаются. Но возникшие на их месте "национальные" государства, как правило, сталкиваются с теми же проблемами вплоть до угрозы дезинтеграции. Многие национальные лидеры полагают, что каждый народ имеет право на собственную государственность и рассматривают существующую международную систему государств как несправедливую по отношению ко многим народам. Другие — а это большинство ученых и политики «государственники” — резонно отвечают, что потенциально бесконечная фрагментация государств и дробление существующей международной системы привели бы к бесчисленным конфликтам и войнам. Поэтому предлагается решать проблемы этнических меньшинств путем удовлетворения их социокультурных требований, соблюдения принципов равенства и демократических норм. Связанные с различными проявлениями этничности проблемы так или иначе стоят перед человеком, этнической группой, многонациональным обществом, государством и мировым сообществом. Со всем комплексом этих дилемм сталкиваются и ученые, исследующие различные аспекты этничности: психологический, культурный, социальный, политический. Феномен этничности крайне сложен и многообразен, и каждая из его сторон по-разному трактуется различными научными школами и течениями. |