Проверяемый текст
Лукьянов, Алексей Григорьевич; Этноконфессиональная ситуация в Северо-Кавказском регионе как угроза национальной безопасности России (Диссертация 2004)
[стр. 27]

27 Среди них особого внимания заслуживают работы О.
А.
Белькова, Ю.
В.
Бромлея, А.
К.
Гливаковского, Г.
С.
Котанджяна, В.
И.
Вдовина, В.
Тишкова, Л.
А.

Дробижевой, А.
Н.
Майбороды, Т.
В.
Таболиной, X.
Б.
Тадтаева В.М.
Шевцова и др.
.
Политологический анализ этнополитики предполагает определенную методологическую определенность в обосновании категориального аппарата исследования, а также аналитической оценки наработанного в данной области научного материала.
Методологический анализ этнополитики предполагает, на наш взгляд, рассмотрение таких вопросов, как генезис и эволюция, сущность и структура этнополитики, противоречия и тенденции ее развития, роль и место в политической жизни общества.
Термин «этнополитика» был введен в научный оборот еще в 60-е годы XX века.
Его употреблял, например, американский политолог М.
Паренти, выясняя
взаимосвязь между этнической принадлежностью людей и их политическими приоритетами2.
Итак, этнополитика призвана объяснить роль этничности как политического фактора в отношениях между государствами и проживающими на их территории этническими группами, между различными этническими общностями внутри полиэтнических и многонациональных государств, а также в межгосударственных отношениях.
Тем самым политологами
была предпринята попытка создать общую теорию См.: Бельков О.А.
Этнополитические факторы военной опасности// Военная мысль,1993.№7; Бромлей Ю.В.
Опыт типологизации этнических общностей// Сов.
Этнография, 1972.
№ 5; Гливаковский А.К.
Национальная безопасность России и геополитика //Кентавр, 1991,октябрь-декабрь; Котанджян Г.С.
Этнополитология консенсуса конфликта.
1992; Вдовин В.И.
Этнополитика и формирование новой государственности в России //Кентавр, 1994.
Октябрь; Тишков В.

Этнонационализм и новая Россия // Свободная мысль, 1992.
№ 4; Майборода А.Н.
Национализм как общественное явление: анализ основных концептуальных подходов// Национальный вопрос за рубежом.
М.,1989; Его же.
Теория этнополитики в западном обществоведении: структура и принципы исследования.
Киев, 1993; Таболина Т.В.
Зарубежная этнополитология о современных межнациональных отношениях в СССР.
М.,1991;
Тадтаев X.
Б.
Этнос.
Нация.
Раса.
Национально-культурные особенности детерминации процесса познания / Под ред.
С.
И.
Замогильного.
Саратов: Сарат.
ун-т, 2001.
248 с.; Шевцов В.М.
Этнополитика: сущность и содержание.
М.: ВУ, 2001 и др.

2 См.: Parenti М.
Ethnic politise and the persistence of ethnic iden tification// The american political science review.
1967.
Vol.N 3 .P.717-726.
[стр. 37]

37 кризисом, относится кризис национальной политики государства в целом и на Северном Кавказе в частности.
Отсутствие единой концепции национальной политики на Северном Кавказе по сути дела не позволило локализовать ни один из межнациональных конфликтов, возникших в исследуемом регионе, вскрыть основные причины их возникновения, выработать механизм по раннему предупреждению и оперативномуреагированию на кризисные ситуации1.
В первом параграфе мы отметили, что для религий характерны как этносегрегирующая функция, ведущая к противопоставлению народов и последователей разных вероисповеданий, так и интегративная и регулятивная функции, которые позволяют устанавливать связи между единоверцами, поддерживать конфессиональную и этническую общность, регулировать поведение людней.
Эти функции на протяжении веков эти функции использовались для обеспечения целостности общества, ослабления существующих противоречий, улаживания межэтнических и других конфликтов.
Предмет исследования требует нас обратиться к сущности и содержанию этнополитики.
Философско-политологический анализ концепции этнополитики предполагает определенную методологическую определенность в обосновании категориального аппарата исследования, а также аналитической оценки наработанного в данной области.
Итак, накопленный историографический материал настоятельно призывал ученых обратить внимание на самое тесное переплетение этнических проблем с ,л политическими и экономическими, своеобразная "ревизия" взглядов на этнические движения завершилась формированием нового направления, избравшего своим исследовательским объектом этнополитику.
1 Необходимо отметить, что под руководством Р.Г.
Абдулатипова была проведена огромная работа по разработке «Основных направлений государственной национальной политики на Северном Кавказе», которая к сожалению не нашла применения на практике.
Более подробно см.: Материалы Северо-Кавказского межнационального совещания в Ессентуках, 29 января 1999.
М.: Славянский диалог, 1999.
-127 с.


[стр.,41]

ПЖЯ&АЯ SSUSSSf" 41 Центральный вопрос этнополитики, по словам профессора Колумбийского университета /США/ Дж.
Ротшильда, состоит в "политическом измерении и политико-структурном содержании этничности"1.
Научное направление, предметом которого являются взаимоотношения таких фундаментальных явлений современного общества, как этнос и государство, привлекает внимание и отечественных обществоведов.
В среде российских специалистов, проявляющих интерес к этому направлению, возникло предложение называть его этнополитологией по аналогии с дисциплиной, изучающей феномен политики в целом12.
Необходимо отметить, что в последнее время опубликован ряд статей, моно1рафий, в которых раскрываются конкретно-теоретические подходы отечественных ученых различных специальностей философов, историков, этнологов, культурологов, политологов, социологов к этнополитическим проблемам, непосредственно относящимся к российской действительности.
Среди них особого внимания заслуживают работы О.
А.
Белькова, Ю.
В.
Бромлея, А.
К.
Гливаковского, Г.
С.
Котанджяна, В.
И.
Вдовина, В.
Тишкова, Л.
А.

Дробижевои, А.
Н.
Майбороды, Т.
В.
Таболиной, В.М.
Шевцова и др.3.
Термин "этнополитика" был введен в научный оборот еще в 60-е годы XX века.
Его употреблял, например, американский политолог М.
Паренти, выясняя
1Rothshild J/ Ethnopolitics; A conceptional framework.New Vork, 1981.P.247.
2См.: Марченко Г.И.
Этнополитология как наука// Вестник Моек, ун-та.
Сер.
12.
Соц.полит исследования.
1994, № 3, Формирование этнополитических идей //Соц.-полиг журнал.
1994 .№ 9-10,11-12; Что такое Этнополитология // Союз.
1990.№ 26; и др.
3 См.: Бельков О.А.
Этнополитические факторы военной опасности// Военная мысль, 1993.№7; Бромлей Ю.В.
Опыт типологизации этнических общностей// Сов.
Этнография, 1972.
№ 5; Гливаковский А.К.
Национальная безопасность России и геополитика //Кентавр, 1991,октябрь-декабрь; Котанджян Г.С.
Этнополитология консенсуса конфликта.
1992; Вдовин В.И.
Этнополитика и формирование новой государственности в России //Кентавр, 1994,Октябрь; Тишков В.

Эпюнационализм и новая Россия // Свободная мысль.
1992.№4; Майборода А.Н.
Национализм как общественное явление: анализ основных концептуальных подходов// Национальный вопрос за рубежом.
М.,1989; Его же.
Теория этнополитики в западном обществоведении: структура и принципы исследования.
Киев, 1993; Таболина Т.В.
Зарубежная этнополитология о современных межнациональных отношениях в СССР.
М.,1991;
Шевцов В.М.
Этнополитика: сущность и содержание.
М.: ВУ, 2001 и др.


[стр.,42]

42 взаимосвязь между этнической принадлежностью людей и их политическими приоритетами1.
Итак, этнополитика призвана объяснить роль этничности как политического фактора в отношениях между государствами и проживающими на их территории этническими группами, между различными этническими общностями внутри полиэтнических и многонациональных государств, а также в межгосударственных отношениях.
Тем самым политологами
мира была предпринята попытка создать общую теорию этнополитики, которая могла бы объяснять причины этнических конфликтов, происходящих во всем мире, прогнозировать их, а также определять пути их решения.
В связи с этим появились два направления в развитии теории этнополитики.
Первое направление представляет школу "внутреннего колониализма" и основное внимание в определении проблематики этнополитики, трактовке его предмета и понятийного аппарата уделяет модели этнополитического конфликта между более развитым национально-государственным центром и отстающей этнической периферией, опосредованного центро-периферийным властным контролем.
Периферийная этническая группа рассматривается как объект эксплуатации экономической, политико-правовой, культурной дискриминации и угнетения и в связи с этим определяется как "внутренняя колония".
В определенные моменты приоритет среди этнических интересов периферии может перейти от экономических к политическим и культурным сферам, к проблемам межэтнических отношений по центропериферийной вертикали.
Перспективы для этнополитического движения связываются с культивированием в этнопериферийной группе социальных установок и поведенческих стереотипов покорности.
Это как плата индивида группе за право членства в ней и пользования определенными /со стороны центра/ источниками благ.
Подобная этногрупповая солидарность и базирующаяся на 1С м .: Parenti М.
Ethnic politise and the persistence of ethnic iden tification// The american political science review.
1967.
Vol.N»3 .P.717-726.

[Back]