28 этнополитики, которая могла бы объяснять причины этнических конфликтов, происходящих во всем мире, прогнозировать их, а также определять пути их решения. В связи с этим появились два направления в развитии теории этнополитики. Первое направление представляет школу «внутреннего колониализма» и основное внимание в определении проблематики этнополитики, трактовке его предмета и понятийного аппарата уделяет модели этнополитического конфликта между более развитым национально-государственным центром и отстающей этнической периферией, опосредованного центральнопериферийным властным контролем. Периферийная этническая группа рассматривается как объект эксплуатации экономической, политикоправовои, культурной дискриминации и угнетения и в связи с этим определяется как «внутренняя колония». В определенные моменты 4 приоритет среди этнических интересов периферии может перейти от экономических к политическим и культурным сферам, к проблемам f межэтнических отношений по центрально-периферийной вертикали. Перспективы для этнополитического движения связываются с культивированием в этнической периферийной группе социальных установок и поведенческих стереотипов покорности. Это как плата индивида группе за право членства в ней и пользования определенными (со стороны центра) источниками благ. Подобная этническая групповая солидарность и базирующаяся на ней этнополитическая активность, согласно мнению авторов этой позиции, максимизируются, когда люди, сталкиваясь с дефицитом благ, лишены возможности присоединиться к другим этническим группам и степень их социальной идеологизированности исключительна1. Второе направление представлено такими авторами, как А.Смит, Д. Котце, Ю. Андерсон, С. Энлое, Дж.Ротшильд, которых иногда представляютоб Авторы указанной школы Хектер М.Г. Внутренний колониализм: кельтская кайма в британском национальном развитии. 1536-1966. Лондон, 1975; Нейрн Т. Распад Британии: кризис и неонационализм. -Лондон, 1977. Из представителей русской школы, придерживающихся похожих взглядов можно назвать Снесарева А.Е. (Например, смотри об этом в кн. Афганские уроки. М.: ВУ, 2003. 896 с.). |
42 взаимосвязь между этнической принадлежностью людей и их политическими приоритетами1. Итак, этнополитика призвана объяснить роль этничности как политического фактора в отношениях между государствами и проживающими на их территории этническими группами, между различными этническими общностями внутри полиэтнических и многонациональных государств, а также в межгосударственных отношениях. Тем самым политологами мира была предпринята попытка создать общую теорию этнополитики, которая могла бы объяснять причины этнических конфликтов, происходящих во всем мире, прогнозировать их, а также определять пути их решения. В связи с этим появились два направления в развитии теории этнополитики. Первое направление представляет школу "внутреннего колониализма" и основное внимание в определении проблематики этнополитики, трактовке его предмета и понятийного аппарата уделяет модели этнополитического конфликта между более развитым национально-государственным центром и отстающей этнической периферией, опосредованного центро-периферийным властным контролем. Периферийная этническая группа рассматривается как объект эксплуатации экономической, политико-правовой, культурной дискриминации и угнетения и в связи с этим определяется как "внутренняя колония". В определенные моменты приоритет среди этнических интересов периферии может перейти от экономических к политическим и культурным сферам, к проблемам межэтнических отношений по центропериферийной вертикали. Перспективы для этнополитического движения связываются с культивированием в этнопериферийной группе социальных установок и поведенческих стереотипов покорности. Это как плата индивида группе за право членства в ней и пользования определенными /со стороны центра/ источниками благ. Подобная этногрупповая солидарность и базирующаяся на 1С м .: Parenti М. Ethnic politise and the persistence of ethnic iden tification// The american political science review. 1967. Vol.N»3 .P.717-726. 43 ней этнополитическая активность, согласно мнению авторов этой позиции, максимизируются, когда люди, сталкиваясь с дефицитом благ, лишены возможности присоединиться к другим этническим группам и степень их социальной идеологизированности исключительна1. Второе направление представлено такими авторами как А.Смит, Д. Котце, Ю. Андерсон, С. Энлое, Дж.Ротшильд12, которых иногда представляют как "этницистскую ш колу\ определяет проблематику и понятийный аппарат этнополитики, исходя из разрабатываемой ими концепции этнонационализма. Сущность этнонационализма в достаточно разнообразных подходах этой школы можно свести к такому видению мира, которое предполагает его естественную разделенносгь на уникальные общности с определенной групповой этнокультурой. Этнический идеал трактуется как вера в то, что все, кто имеет общую историю и культуру, могут претендовать на объединение на своей родине. Этнический идеал включает в себя определенный тип солидарности, связанный с политической программой борьбы этнических групп. Делая вывод по существующим концепциям, которые раскрывают содержание основных направлений в этнополитике, необходимо отметить, что формирование в западном обществоведении позиции, исходящей из одинаковой роли в этнических движениях как этнокультурных, так и сугубо материальных мотивов, явилось шагом вперед в понимании причин, влияющих на развитие общественного процесса. Таким образом, обладая равной потенциальной силой, оба фактора этнополитики социально-экономический и 1Авторы указанной школы Хекгер М.Г. Внутренний колониализм: кельтская кайма в британском национальном развитии. 1536-1966. Лондон, 1975; Нейрн Т. Распад Британии: кризис и неонационализм. -Лондон, 1977. Из представителей русской школы, придерживающихся похожих взглядов можно назвать Снесарева АЕ. (Например, смотри об этом в кн. Афганские уроки. М.: ВУ, 2003. 896 с.). 2 Smith F. The ethnic revival in the modem world. Cambridge etc., 1981.P.33-34; Kotze D. Nationalim: A comparative study. Cape Toun, 198 I.P.I 9; AndersonB. Imagined communities. |