31 господство или осознанная кооперация усилии всех этнических и других социальных общностей, партий, организаций и движений с целью оптимального использования ресурсов государственного принуждения, гражданский мир или война, кризисы или стабильность. Этнополитические отношения между различными этническими общностями и государством по своему содержанию очень многогранны. Их основу составляют отношения по поводу власти. Этнополитические отношения по поводу власти включают, как представляется, завоевание, удержание и укрепление государственной власти, а также участие в делах государства, направлении его политического развития, определении форм, задач и содержания деятельности государства. В целях решения этих задач этнические общности взаимодействуют с различными экстремистскими силами, в том числе националистическими, сепаратистскими, религиозными и политическими организациями. Поэтому именно в этой сфере следует искать основные, необходимые, существенные, повторяющиеся, устойчивые связи взаимодействия между субъектами этнополитической сферы, характеризующие сущность процессов. Кроме того, ярким проявлением этнополитических отношений выступает связь государства с этническими общностями. Здесь речь может идти как о межгосударственных отношениях, так и об отношениях внутри самого государства. Таким образом, этнополитические отношения строятся по поводу политической власти между этническими общностями, государствами и нациями во всей их сложности и противоречивости. Этнополитические отношения, составляющие важнейшую сферу общественной жизни, отражаются в общественном сознании на обыденном и теоретическом уровне. Речь идет о формировании национального (этнополитического) сознания, имеющего особую психологию и идеологию (национализм и этнонационализм). |
45 взглядами и в котором отражаются внутренняя и международная обстановка, баланс сил и замыслы участников и субъектов этнополитического процесса. Характерной особенностью этнополитических отношений является то, что они строятся по поводу определения властных полномочий между субъектами этнополитики и выражают устойчивый характер взаимосвязи между собой, другими общественными группами и с институтами власти государства. В содержательном плане этнополитические отношения характеризуют многообразные взаимодействия этнической элиты с политической элитой и электоратом, этнической элиты и лидерами групп поддержки, разнообразными социальными общностями, политическими институтами. Но самым важным показателем для политической жизни представителей различных этнических общностей является характер этнополитических отношений, показывающий, что доминирует в сфере государственной власти: непримиримая борьба за политическое господство или осознанная кооперация усилий всех этнических и других социальных общностей, партий, организаций и движений с целью более оптимального использования материальной силы государственного принуждения, гражданский мир или война, кризисность или стабильность. Этнополитические отношения между различными этническими общностями и государством по своему содержанию очень многогранны. Их основу составляют отношения по поводу власти. Этнополитические отношения по поводу власти включают, как представляется: завоевание, удержание и укрепление государственной власти, а также участие в делах государства, направлении его политического развития, определении форм, задач и содержания деятельности государства. В целях решения этих задач этнические общности взаимодействуют с различными экстремистскими силами, в том числе и религиозно-политическими организациями. Поэтому именно в этой сфере следует искать основные, необходимые, существенные, повторяющиеся устойчивые связи взаимодействия между религиозно-политическими силами и этническими меньшинствами. 46 К роме того, ярким проявлением этнополитических отнош ений вы ступает связь государства с этническими общ ностями. Здесь речь м ож ет идти как о меж государственны х отнош ениях, так и об отнош ениях внутри сам ого государства. Таким образом, этнополитические отнош ения строятся по поводу политической власти м еж ду этническими общ ностями, государствами и нациями во всей их слож ности и противоречивости. Рассматриваемые реально сущ ествую щ ие этнополитические отнош ения, составляющ ие важнейш ую сф еру общ ественной жизни, отражаю тся в общ ественном сознании на обы денном и теоретическом уровнях. В силу этого возникает этнополитическое сознание в виде этнополитической психологии и этнополитической идеологии (национализма и этнонацион&тизма). В от что говорит о б этническом национализме Ф. Риггс: «Я полагаю, что подъем этнонационализма в современном мире это исторический процесс, который далеко еще н е закончен. < ...> П оследствия этнического национализма обладаю т силой урагана или револю ции ц у н а м и ...» 1. Ф. Риггс представляет пробуж дение этнополитического сознания в виде трех этапов трех цунами (в X IX , X X , X X I вв.). Первая волна связана с объединением в Европе. Цель, которую разделяли этнические националисты, буржуазны е торговцы и профессионалы в ходе первого цунами, состояла в создании государств, в границах которых члены единой нации могли бы стать гражданами и разделять власть. Результатом стало то, что называется нациейгосударством, или национальное государство, т.е. государство, вклю чаю щ ее преимущ ественно граждан общ ей этнической национальности и идеально (хотя это никогда не достигалось на практике) — только лиц этой национальности. Конечно, этот идеал не мог быть реализованным полностью , но он 1Этнос и политика. М : УРАО, 2000. -С.143-147. |