34 противоположную сторону: его главным лозунгом стало освобождение . Этнические общности, представляющие собой меньшинства, подчиненные господству имперских нации-государств, стали достаточно мобилизованными, чтобы потребовать для себя автономии либо независимости. Второе цунами этнонационализма, основанное на целях освобождения, было логическим и историческим следствием первого. Постепенно современные государственные и экономические идеи были усвоены народами, покоренными имперскими завоевателями, родившимися в период первого цунами. Начиная, возможно, с зарождения индийского национализма под руководством Национального конгресса и распространяясь оттуда на все зависимые территории, которые стали независимыми после второй мировой воины, этнический национализм создал глобальную сеть новых государств. И в этом, действительно, есть проявление ш второго цунами этнонационализма. Третье цунами это самоопределение. Теоретики и практики западного либерализма считают, что демократия, экономическое развитие и модернизация выступают следствием появления на политической карте мира новых государств. Западные страны во главе с США борются за достижение этих целей посредством оказания им технической, экономической помощи, а порой и с применением военной силы. Так были посеяны семена третьего цунами, волны которого уже достигли российских рубежей. Центральным лозунгом этих этнополитических процессов стало самоопределение. Новые государства установили свой суверенитет в произвольных границах, лишь приблизительно совпадающих с традиционными этническими рубежами. Последствия этого цунами могут быть очень негативными для многих народов. 1Как пример, распад СССР в начале 90-х гг. XX века отделение республик Закавказья, Средней Азии и Казахстана, Прибалтики, Украины, Белоруссии, Молдавии. В качестве примера можно привести и дальнейший процесс суверенизации субъектов Российской Федерации, приведший к вооруженным конфликтам на Северном Кавказе. t |
48 словаками и чехами, югославы раздробились на словенцев, хорватов, сербов и мусульман, нигерийцы разделились на ибо, йоруба, хауса и др. Многие бельгийские граждане воспринимают себя прежде всего как фламандцев или валлонов, а не как бельгийцев, многие каталонцы или баски больше отождествляют себя со своей этнической общиной, чем с испанской государственной нацией. Трудно сказать, сколь много британцев ставят свою национальную идентичность выше этнической: валлийской, шотландской, английской. А как насчет ольстерцев, которые раздираются между ирландской и британской идентичностями и сами представляют собой один из ранних продуктов второго цунами. По сравнению с первым цунами, в котором доминировала тема объединения, второе цунами представляет движение в противоположную сторону: его главным лозунгом стало освобождение1. Как внешние, так и внутренние меньшинства, подчиненные господству имперских нацийгосударств, стали достаточно мобилизованными, чтобы потребовать для себя автономии либо независимости. Второе цунами этнонационализма, основанное на целях освобождения, было логическим и историческим следствием первого. Постепенно современные государственные и экономические идеи были усвоены народами, покоренными имперскими завоевателями, родившимися в период первого цунами. Начиная, возможно, с зарождения индийского национатизма под руководством Национального конгресса и распространяясь оттуда на все зависимые территории, которые стали независимыми после второй мировой войны, этнический национализм создал глобальную сеть новых государств. И в этом, действительно, есть проявление второго цунами этнонационализма. 1 Как пример, распад СССР в начале 90-х гг. XX века отделение республик Закавказья, Средней Азии и Казахстана, Прибалтики, Украины, Белоруссии, Молдавии. В качестве примера можно привести и дачьнейший процесс суверенизации субъектов Российской Федерации, приведший к вооруженным конфликтам на Северном Кавказе. |