Проверяемый текст
Лукьянов, Алексей Григорьевич; Этноконфессиональная ситуация в Северо-Кавказском регионе как угроза национальной безопасности России (Диссертация 2004)
[стр. 38]

38 или иной этнической общности.
Сепаратизм это требование суверенитета и независимости для этнически обозначенной территории и это требование направлено против государственной власти страны проживания.
Современный сепаратизм как политическая программа и как насильственное действие основывается на ложно трактуемом принципе самоопределения: каждая этническая общность должна иметь собственную государственно оформленную территорию.

Однако этого нет ни в правовой теории, ни в национальных законодательствах, ни в международно-правовых документах1.
Последние трактуют право народов на самоопределение, имея в виду признание существующей системы государств и право территориальных сообществ (а не этнических групп) определять систему управления, согласно демократически выраженной воле и ни в ущерб остальному населению
групп всего, право различных этносов на участие в более широком общественнополитическом процессе.
В то же время, сепаратизм в его этническом варианте это выход этносов из существующего правового поля с целью оформления государственности для своей этнокультурной общности.
Другими словами, самоопределение для сепаратистов это всегда отторжение от общего государства, политическое и культурное разделение.
Необходимо отметить, что этнополитика обладает как ярко выраженными,
так и латентными (скрытыми) функциями, что не исключает их переход из одного состояния в другое2.
1 См.: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966;
измерению Документ Копенгагенского совещания конференции по человеческому СБСЕ от 29.06.1990; Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам от 1992 г.; Пакт об организации непредставленных наций и народов от 11.02.1991 г.
и т.д.
2 Имеется в виду случай, когда какая-либо этническая общность, добившись культурной автономии, идет дальше требует государственности и т.д.
[стр. 52]

52 отражением ее духовной составляющей (культуры, идеологии, психологии), а также правовым (или неправовым) полем в целях достижения своих национальных интересов.
Следует отметить, что этнополитике присущи определенные функции, которые дают представление о роли этнополитики в общественной жизни, выражают смысл ее существования, определяют в конечно счете ее интересы.
Среди многочисленных функций этнополитики следует отмстить стремление к экспансии.
Расширенное воспроизводство смысл существования любого народа, племени, этнографической группы.
Кроме того, экспансия непосредственно связана с сепаратизмом.
Проблема сепаратизма в политике и в науке имеет выраженный эмоциональный контекст, ибо затрагивает большие массы людей.
Проблема сепаратизма (сецессии) — одна из самых сложных в сфере этнополитических и конфликтологических исследований.
Прежде всего потому, что она прямо связана с вопросом о разделе или упразднении государства — одной из наиболее мощных и всеохватывающих форм социальных коалиций людей.
Указанная проблема вышла на передний край обществоведческих исследований в связи с ситуацией, сложившейся на Северном Кавказе.
Политический сепаратизм, как правило, представляет собою наиболее радикальную форму этнонационализма, ибо основывается на коллективном мифе достижения «национального самоопределения» для этнически отличительной общности.
Сепаратизм — это требование суверенитета и независимости для этнически обозначенной территории и это требование направлено против государственной власти страны проживания.
Современный сепаратизм как политическая программа и как насильственное действие основывается на ложно трактуемом принципе самоопределения: каждая этническая общность должна иметь собственную государственно оформленную территорию.

На самом деле такого смысла нет ни в правовой теории, ни в

[стр.,53]

53 национальных законодательствах, ни в международно-правовых документах1.
Последние трактуют право народов на самоопределение, имея в виду признание существующей системы государств и право территориальных сообществ (а не этнических групп) определять систему управления, согласно демократически выраженной воле и ни в ущерб остальному населению.

Таким образом, самоопределение для этнических групп, — это, прежде всего, право различных этносов на участие в более широком общественнополитическом процессе.
Наоборот, сепаратизм в его этническом варианте — это выход этносов из существующей общественной системы или ее разрушение с целью оформления государственности для своей этнокультурной общности.
То есть, для сепаратистов самоопределение — это всегда отторжение от общего государства, политическое и культурное разделение.
Необходимо отметить, что этнополитика обладает как ярко выраженными
функциями, так и латентными (скрытыми) функциями, что не исключает ее переход из одного состояния в другое123.
Итак, проведенное теоретическое исследование природы и сущности этнополитики ставит перед нами следующие вопросы.
Известно, что перепись 2003 года выявила в России следующую картину: в стране с население 144,5 млн.чел.
проживает 160 национальностей, народов, этнических групп.
В их числе русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы, армяне всего 7 национальностей представлены более миллионным населением.
Остальные народы составляют от нескольких сот человек до нескольких сот тысяч человек.
В этих условиях целесообразно поднять государственную 1См.: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966; Документ Копенгагенского совещания конференции по человеческому измерению СБСЕ от 29.06.1990;Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим , религиозным и языковым меньшинствам от 1992 г.; Пакт об организации непредставленных наций и народов от 11.02.1991 все указанные документы см.
Приложение 2.
3 Имеется в виду случай, когда какая-либо этническая общность, добившись культурной автономии, идет дальше требует государственности и т.д.

[Back]