56 Другие ученые считают, что корни различных противоречий в межнациональной сфере лежат вне собственно этнических реалий. «Этничность» этих конфликтов относится на самом деле не к их сущности, а к форме проявления. В этноконфликтных ситуациях проявляют себя противоречия между теми или иными общностями консолидирующимися на этнической основе. V внутренне Таким образом, в основе изменений этнополитической ситуации лежат интересы и цели той или иной этнической элиты, ее стремление занять более высокий статус в обществе. В этом случает обращение к этносу, его истории и культуре, религиозным особенностям служит лишь формой достижения власти. Этой точки зрения придерживаются многие исследователи, среди которых В. Тишков, считающий, что «этнический конфликт это любая форма внутрии трансгосударственных гражданских противостояний, в Ф 4 которых хотя бы одна из сторон самоорганизуется или мобилизуется по 1этническому принципу или от имени этнической общности» . Как правило, территориальные притязания и радикальные этнополитические требования исходят от политических элит, национальных движений и партий, их лидеров, деятелей культуры и т.п. Их позиция может не только не иметь ничего общего с интересами народов, от имени которых они выступают, но и не пользоваться поддержкой в массах. Хотя именно политические элиты утверждают, что являются проводниками воли абсолютного большинства населения. На примерах деятельности различных групп элиты Татарстана, Саха (Якутии), Северного Кавказа и Республики Тыва представляется возможным определить их роль и место в этнополитических процессах. Для этого целесообразно использовать данные этносоциологического исследования в республиках по проекту I Тишков В.А. Амбиции лидеров и надменность силы. Заметки о чеченском кризисе //Свободная мысль, 1995. №1. |
55 Арменией, попытки аварцев и лезгин, проживающих на севере Азербайджана воссоединиться с идентичными этносами в Дагестане). Поскольку значительная часть этнических конфликтов на постсоветском пространстве развивается именно как этнотерриториальные конфликты либо имеет отчетливые признаки таковых, актуальнейшей проблемой стала систематизация (мониторинг) информации по этнотерриториальным притязаниям и спорам, создание соответствующего банка данных. По оценкам этноконфликтологов, так или иначе, сохраняют актуальность около 140 территориальных притязаний1. Таким образом, территориальные притязания на Северном Кавказе являются важнейшим фактором, дестабилизирующим этнополитическую ситуацию в регионе. Следующим фактором, влияющим на этнополитическую ситуацию в регионе, выступает деятельность этнических элит, их борьба за власть. Проблема доступа к власти в регионе присутствует на субэтническом уровне, так как в структуре многих кавказских этносов и сегодня устойчиво сохраняются родовые, тейповые, клановые группы. С точки зрения политологии и конфликтологии, ключевым представляется вопрос, какого рода связи существуют между активизацией этнополитической ситуации (межнациональными конфликтами) и феноменом «этническая элита». По мнению одних ученых, между этими двумя феноменами существуют достаточно тесные, причинно-следственные связи. В самом этнокультурном разнообразии человечества потенциально заложены элементы конфликтности. Другие считают, что корни различных противоречий в национальной или межнациональной сферах лежат вне собственно этнических реалий. «Этничность» этих конфликтов относится на самом деле не к их сущности, но к форме проявления. В этноконфликтных ситуациях проявляют себя противоречия между теми или иными общностями людей, внутренне 1 Банк данных по этнотерриториальным конфликтам в бывшем СССР (сост. Глезер О.Б., Петров Н.В., Стрелецкий В.Н.) М., Центр политикогеографических исследований 1991-1996. консолидирующимися на этнической основе. Таким образом, в основе изменений этнополитической ситуации лежат интересы и цели той или иной этнической элиты, ее стремление занять более высшую ступень в обществе. В этом случает обращение к этносу, его истории и культуре, религиозным особенностям лишь форма достижения власти. Этой точки зрения придерживаются многие исследователи, среди которых В. Тишков, считающий, что «этнический конфликт это любая форма внутрии трансгосударственных гражданских противостояний, в которых хотя бы одна из сторон самоорганизуется или мобилизуется по этническому принципу или от имени этнической общности» . Следовательно, корни этнополитической активности на Северном Кавказе следует искать не в этнических особенностях того или иного народа, а, прежде всего в сфере социально-политических и социально-экономических интересов этнических лидеров. Обладание властью, изменение существующего порядка, борьба за «справедливость» есть главное содержание любого этноконфессионального всплеска в регионе. Этническая (национальная) и конфессиональная (религиозная) составляющие выступают лишь в виде внешней «оболочки» это всего лишь форма проявления. Именно благодаря характеру проявления, а вовсе не их причинам и движущим силам, такие конфликты и оправдано, и корректно называют этническими. Как правило, территориальные притязания и радикальные этнополитические требования исходят от политических элит, национальных движений и партий, их лидеров, деятелей культуры и т.п. Их позиция может не только не иметь ничего общего с интересами народов, от имени которых они выступают, но и не пользоваться поддержкой в массах. Хотя именно политические элиты утверждают, что являются проводниками воли абсолютного большинства населения. Тишков В.А. Амбиции лидеров и надменность силы. Заметки о чеченском кризисе //Свободная мысль, 1995. №1. |