65 Исследование сущности и разновидностей этнополитических процессов в рассмотренных выше национальных регионах России, а также выявление взаимосвязи между историческими событиями прошлого и настоящего, позволяет рассмотреть роль этноконфессионапъного фактора в обострении межэтнических конфликтов. Этноконфессиональные проблемы последние двадцать лет вновь стали играть в динамике этнополитических процессов заметную роль. На фоне возрождения национального самосознания этносов наблюдается политизация конфессионального компонента общественной жизни. В немалой степени этому способствовала религиозная риторика лидеров различных сепаратистских, националистических движений. В результате этого этносепаратистские устремления различных групп стали восприниматься в общественном сознании как межконфессиональный конфликт. 9 Определённую и немаловажную роль в этноконфессиональных отношениях играют и внутренние межрелигиозные различия, которым не уделяется должного внимания. Вместе с тем, именно эти различия оказывают и будут оказывать, по мнению автора, в дальнейшем значительное воздействие на стабилизацию или дестабилизацию этнополитических процессов в том или ином регионе. Речь идет о появлении на территории России социально опасных религиозных организации, имеющих выраженную радикально-экстремистскую направленность. Прежде всего, это мусульманские организации, выдвигающие политические требования. Политизация ислама, особенно в республиках Северного Кавказа обнажила две тенденции: традиционализма и радикализма. На этом фоне в национальных республиках по всей территории России активизировалась деятельность зарубежных церквей протестантского и католического толка, различных сект, а также традиционных веровании (шаманизм). По мере укрепления российской государственности деятельность нетрадиционных конфессий на территории Российской Федерации будет, вероятно, ослабевать. Однако попытки обратить в свою |
внутринациональной консолидации, наиболее крупные этносы переходят от народностей к нации, ускоренно растет национальное самосознание. Активно проявляются интересы растущих этносов в социальноэкономической жизни, политической сфере. В таких условиях усиливается стремление народов к свободному развитию, национальному самоопределению. Следовательно, тенденции к автономизации народов и федерализации субъектов возникают не на пустом месте. Они в какой-то мере объективны, обусловлены активизацией этнического самосознания и другими факторами. Встает вопрос не о голом их отрицании и признании их сепаратистскими, а о поисках приемлемых форм их «вживления» в конституционное поле страны. Исследование сущности и разновидностей этнополитических процессов на Северном Кавказе, а также выявление взаимосвязи между историческими событиями прошлого и настоящего, вызывает потребность в изучении столь ярко выраженного фактора, как этноконфессионалъный. Этноконфессиональные проблемы последние двадцать лет вновь стали играть в динамике этнополитической ситуации на Северном Кавказе более заметную роль. На фоне определённой деполитизации этничности произошла политизация конфессионального компонента общественной жизни. В немалой степени этому способствовала религиозная риторика лидеров различных сепаратистских движений, в том числе чеченского. В результате этого этносепаратистские устремления различных групп стали восприниматься в общественном сознании как межконфессиональный конфликт. Определённую и немаловажную роль в динамике этноконфессиональных отношений играют и внутриконфессиональные различия, которым не уделяется должного внимания. Вместе с тем, именно эти различия будут оказывать в дальнейшем значительное воздействие на стабилизацию/дестабилизацию этнополитических процессов в регионе. Речь идет о появлении на территории России социально опасных религиозных организаций, носящих радикальноэкстремистскую направленность. Прежде всего, это мусульманские организации, выдвинувшие политические требования. Политизация ислама на |