Проверяемый текст
Исмаилов, Элдар Ахмед оглы; Современная этнополитическая ситуация на Северном Кавказе и пути преодоления межнациональной конфликтности (Диссертация 2006)
[стр. 66]

66 веру большее количество приверженцев сбрасывать со счетов нельзя, так как и в этой сфере наблюдается жесткая конкуренция.
Этноконфессиональный фактор сегодня представлен целым рядом религиозных и религиозно-политических субъектов.
Главным и наиболее опасным противником, антагонистом и одновременно оппонентом традиционализма выступает
ваххабизм, который постепенно в силу некоторых, в большей степени субъективных причин «прижился» на Северном Кавказе, в Поволжье, Татарстане и других регионах России.
Немаловажное влияние на обострение этнополитических процессов оказывает миграционный фактор.
За последние 15 лет произошло увеличение миграционной активности населения во многих регионах, причем эта активность носит ярко выраженный национальный характер.
Если говорить об общем характере Ш миграционных процессов в национальных субъектах Российской Федерации, то он характеризуется оттоком русскоязычного населения и возвратом на свою этническую родину многих граждан.
Так, в «мусульманских» регионах численность некоренного населения постоянно уменьшается, а в русских растет.
С конца 80-х годов, с возникновением и развитием этнополитических конфликтов, медленные изменения демографической ситуации приобрели быстрый и радикальный характер.
В некоторых случаях этническим группам и новым политическим силам удалось развернуть вектор миграции.
В данное время
русскоязычного населения в Чечне крайне мало и скоро практически не останется.
Подобные процессы имеют место в Дагестане, Ингушетии и даже в Северной Осетии.

Не лучше обстановка в сибирских национальных субъектах, где русские в последние годы чувствуют себя неуютно (Якутия, Тыва).
Стихийная миграция ведёт к сокращению удельного веса русского населения.
Так, например, за последние годы доля русского населения в
[стр. 63]

63 Назрань 2005 г.).
В самом Дагестане, учитывая ошибки прошлого и ситуацию, сложившуюся в религиозно-политической сфере жизни республики, лидеры религиозных экстремистов строят свою деятельность таким образом, чтобы «раствориться» в общей массе верующих мусульман и вести религиозноидеологическую обработку населения, на начальном этапе полностью исключающую афиширование политических интересов, и основанную на пропаганде основ и норм ислама.
Таким образом, этноконфессиональный фактор на Северном Кавказе представлен целым рядом религиозно и религиозно-политических субъектов.
Главным и наиболее опасным противником, антагонистом и одновременно оппонентом традиционализма в
регионе выступает ваххабизм, который постепенно в силу некоторых, в большей степени субъективных причин приобрел исключительно экстремистский характер, что особенно характерно для большинства «мусульманских» субъектов Северного Кавказа, где сохраняются многочисленные сторонники радикальных религиознополитических конфессий.
Немаловажное значение в этнополитической ситуации играет миграционный фактор.
За последние 10 лет произошло увеличение миграционной активности населения Северо-Кавказского региона, и она носит ярко выраженный национальный характер.
Северный Кавказ в целом стал принимающим регионом, за исключением некоторых территорий.
В «мусульманских» регионах численность некоренного населения постоянно уменьшается, а в русских
Ставропольском и Краснодарском краях растет.
С конца 80-х, с возникновением и развитием этнополитических конфликтов, медленные изменения демографической ситуации переросли в быстрые и радикальные.
В некоторых случаях этническим группам и новым политическим силам удалось развернуть вектор миграции.
В данное время
нечеченского населения в Чечне крайне мало и скоро практически не останется.
Подобные процессы имеют место в Дагестане, Ингушетии и даже в Северной Осетии.


[стр.,64]

64 Стихийная миграция ведёт к сокращению удельного веса русского населения.
Так, например, за последние годы доля русского населения в
Ставропольском крае уменьшилась с 88 до 83 процентов .
Поток беженцев и переселенцев в Ставропольский край не прекращается.
За период официальной регистрации (с 01.07.92 г.
по 01.01.2001 г.) статус вынужденного переселенца получили 77,3 тыс.
человек, среди которых граждане 63 национальностей.
В настоящее время на учете в миграционной службе состоит 29 тысяч вынужденных переселенцев, из них 63% составляют лица, прибывшие из Чеченской республики.
Четвертая часть вынужденных мигрантов прибыли из стран Закавказья в основном из Азербайджана (15,1%) и Грузии (8,7%), Среднеазиатские государства и Казахстан представляют в Ставрополье 10,7% беженцев —преимущественно все русские, уехавшие от войн и национальных притеснений2.
Идентичная ситуация в Краснодарском крае, где миграция приняла обвальный характер.
По оценкам специалистов, число мигрантов на Кубани составляет от 800 тысяч до миллиона человек, при населении края немногим более 5 миллионов человек3.
Многонациональный миграционный поток создаёт серьёзную угрозу этнополитической стабильности.
Возникла реальная угроза национальной безопасности, целостности и суверенитету России, проявившаяся в форме агрессивного сепаратизма, выстраивающего свою стратегию на базе воинствующего национализма отдельных этнических групп населения и Смотри выступление губернатора Ставропольского края А.Л.
Черногорова на межнациональном совещании в Ессентуках, 29 января 1999 года.
М.: Славянский диалог, 1999.
—с.43.
См.: Марков Н.Н.
Государственная национальная политика РФ на Северном Кавказе в современных условиях.
/Материалы третьей межвузовской научнопрактической региональной конференции, посвященной 200-летию КМВ.
— Пятигорск, 2001 г.
С.
172.
3 Выступление зам.главы администрации Краснодарского края на межнациональном совещании в Ессентуках, 29 января 1999 года.
М.: Славянский диалог, 1999.
—с.76.

[Back]