70 создания военизированных формирований. Ряду таких объединений в республиках было предоставлено право законодательной инициативы, а также реальное право экспертизы проектов законодательных решений.ф Многие из таких этнополитических движений, организаций и партий стали носителями новых консолидирующих принципов, апеллирующих не к политическому сознанию граждан, а к историческим, этническим, этносоциальным, этноконфессиональным интересам. Так, к примеру, деятельность Всеосетинского народного совета «Стыр Нахыс» и общественно-политического объединения «Наша Осетия» не только усугубляла осетино-ингушский конфликт, но и способствовала появлению среди осетинского народа антирусских, антиармеиских настроений время . Всеосетинский народный совет «Стыр Ныхас» и в настоящее выступает за создание «Единого осетинского государства» на территории Северной и Южной Осетий. Руководство совета имеет тесные связи с осетинской диаспорой, проживающей в США. л Во второй половине 90-х годов XX века в Дагестане активно действовали общественно-политические движения «Тенглик», «Бирлик», «Народный фронт имени Шамиля». Руководители этих движений открыто призывали к борьбе против так называемой колониальной политики России на Северном Кавказе как одному из условий процветания наций. В это же время заметным было лезгинское народное движение «Садвал», которое ставило целью образование «Единого Лезгистана», что привело бы к нарушению территориальной целостности России и Азербайджана. Об этих национальных движениях и аналогичных в Сибирском регионе автор упоминал выше, однако хочется еще раз подчеркнуть, что свою активность они подпитывают в основном из-за рубежа Турции, США, Китая, Монголии. Важнейшим фактором, определяющим обострение этнополитических процессов в современной России, выступает отсутствие системной государственной национальной политики. Сегодня необходимо подчеркнуть, |
20 стремилась стать параллельными органами власти, подменить государственные структуры. Предпринимались попытки создания военизированных формирований. Ряду таких объединений в республиках было предоставлено право законодательной инициативы, а также реальное право экспертизы _ проектов законодательных решений.Ч Многие из них стали носителями новых консолидирующих принципов, апеллирующих не к политическому сознанию граждан, а к историческим, этническим, этносоциальным, т.е. к более универсальным, интересам, чем, например, классовые или групповые. Тот факт, что сегодня экстремистские националистические требования поддерживают 10-15% коренного населения, при индикаторе тревоги 7-8%, требует теоретического изучения сущности и содержания этнополитической ситуации. Однако прежде чем перейти к изучению сущности, содержания и разновидностей этнополитической ситуации нам необходимо разобраться с «к понятиями, которые обычно не вполне равнозначны в отношении придаваемых им пространственно-политических параметров. Речь пойдет, прежде всего, о Ф базовом понятии в теории этнополитики —этносе. * Термин этнос (от греческого ethnos народ) с середины прошлого века прочно закрепился в отечественной научной литературе, потеснив понятия племя, народность, нация, национальность. Этнические категории выражают специфические особенности отдельных народов, включая различия в системе ценностей, социальных нормах, стилях поведения. Эти особенности определяют аспекты содержания этничности. Если говорить о наиболее ^ характерном свойстве этничности, ее сущности, то это, несомненно, способность этнических групп преследовать определенные политические цели или защищать свои интересы. «Этничность как политическая стратегия нацелена на достижение или исключение доступа к социальным благам и услугам, а также к ресурсам, которые контролируются централизованной 66 Важным фактором, влияющим на этнополитическую ситуацию, является наличие этнополитических движений, организаций и партий (политический), ♦ рост которых начался в 90-е годы XX века. Их действия привели к форсированию темпов и искажению содержания суверенизации. Часть национальных объединении стремилась стать параллельными органами власти, подменить государственные структуры. Предпринимались попытки создания военизированных формирований. Ряду таких объединений в республиках было предоставлено право законодательной инициативы, реальное экспертизы проектов законодательных решении % Многие из них стали носителями новых консолидирующих принципов, апеллирующих не к политическому сознанию граждан, а к историческим, этническим, этносоциальным, этноконфессиональным интересам. Так, деятельность Всеосетинского совета «Стыр Нахыс» и общественнополитического объединения «Наша Осетия» не только усугубляла осетиноингушский конфликт, но и способствовала появлению среди осетинского * народа антирусских, антиармейских настроений. Всеосетинский народный совет «Стыр Ныхас» представляет интересы осетинского народа, выступает за создание «Единого осетинского государства» на территории Северной и Южной Осетий. Руководство совета имеет тесные связи с осетинской диаспорой, проживающей в США. Конфедерации народов Кавказа (КНК) конечной целью считает создание независимого Кавказского государства из 17 республик, в число которых предполагается вхождение и независимой от России Осетинской Республики (в составе Северной и Южной Осетии). Во второй половине 90-х годов XX века в Дагестане активно действовали общественно-политические движения «Тенглик», «Бирлик», «Народный фронт имени Шамиля», руководители которых призывали к борьбе против колониальной политики России на Северном Кавказе как одному из условий процветания наций. В это же время заметным было лезгинское народное движение «Садвал», которое ставило целью образование «Единого |