Проверяемый текст
[стр. 13]

развитием денежных отношений и денежной системы, вследствие чего древние народы могли обеспечить надлежащее исполнение обязательств только «заложив себя и своих детей в кабалу кредиторов»1.
При неисполнении требования удовлетворение кредитора состояло в возможности использовать должника по своему усмотрению.
Указанные положения развивались со временем.
В частности, закон XII таблиц уже предусматривает срок (30 дней), дававшийся неисправному должнику для «поискания» средств к платежу.
Лишь после истечения этого срока к должнику могли быть применены определенные меры: «если он пропускал этот срок, не расквитавшись со взыскателем, то считался должником неоплатным и взыскание обращалось затем на его лицо и на все его имущество»2.

Как отмечали ученые, меры эти соотносились «...с духом того времени, с экономическими условиями и нравственными понятиями той эпохи.
Кредиторам предоставлялось право убить должника и разрубить его тело на части, получив таким образом пропорциональное удовлетворение чувству мести, которое питал неразвитой человек к неисправному должнику»3.

Как многократно отмечалось в юридических исследованиях, «у большинства народов ранняя стадия развития судебного процесса характеризуется тем, что в процессе легализуется прямое насилие со стороны истца в отношении ответчика, что допускается самоуправство...»4 С развитием экономики постепенно такие меры взыскания были ограничены случаями нечестного поведения должника.
Так, в 326 году в Риме был издан закон, запрещающий налагать личные взыскания, если должник давал клятву, что он ничего не скрывает и все имущество отдает кредитору.

1 Малышев К.И..
Исторический очерк конкурсного процесса.
СПб, 1871.
С.5.
2 Там же.
С.6.
3
Шершеневич Г.Ф..
Куре торгового права.
М., 1912.
С.78.
4 Фукс С.Л.
Барымта.
Ученые записки Харьковского юридического института.
1948.
Выпуск 3.
С.131.
12
[стр. 11]

Глава 1.
Категории «несостоятельность» и «банкротство» в доктрине и законодательстве § 1.
Развитие законодательства о несостоятельности и банкротстве Проблема правового регулирования несостоятельности и банкротства имеет многовековую историю.
Возникновение и развитие конкурсного права связано с развитием кредита и товарных отношений.
Впервые о некоем подобии конкурса говорит уже римское право, однако в тот период речь могла идти только о самых общих, далеко не совершенных и не развитых элементах конкурсных отношений.
Это вполне объяснимо, так как для того, чтобы разработать механизмы возврата кредита, обеспечения ликвидации дел недобросовестного должника, соблюдения при этом прав кредиторов, распределения оставшегося имущества, необходимо как минимум наличие развитых хозяйственных и имущественных связей, а также механизмов, способных обеспечить оценку имущества.
Такие задачи для экономики того времени были практически неразрешимыми.
Вследствие этого у древних народов обеспечение обязательств носило личный характер: «чтобы добыть кредит, плебею оставалось только заложить себя и детей в кабалу кредиторов»1.
В случае неисполнения требования удовлетворение кредитора состояло в возможности использовать должника по своему усмотрению.
Эти положения не могли не развиваться со временем.
В частности, закон ХП таблиц уже предусматривает срок (30 дней), дававшийся неисправному должнику для «поискания» средств к платежу; лишь после истечения этого срока к должнику могли быть применены определенные меры: «если он пропускал этот срок, не расквитавшись со взыскателем, то считался должником неоплатным и взыскание обращалось затем на его лицо и на все его имущество»2.
Меры эти соотносились «...с духом того времени, с экономическими условиями и нравственными понятиями той эпохи.
Кредиторам предоставлялось право убить должника и разрубить его тело на части, получив таким образом пропорциональное удовлетворение чувству мести, которое питал неразвитой человек к неисправному должнику»3.

1 К.И.
Малышев.
Исторический очерк конкурсного процесса.
С.-Пб, 1871.
С.
5.
2 Там же.
С.
6.
3
А.Х.
Гольмстен.
Исторический очерк русского конкурсного процесса.
С.-Пб, 1888.
С.
2.
10

[стр.,12]

• Постепенно личные меры взыскания были ограничены случаями нечестного поведения должника.
Так, в 326 году в Риме был издан закон, запрещающий налагать личные взыскания, если должник давал клятву, что он ничего не скрывает и все имущество отдает кредитору.

По словам Г.Ф.
Шершеневича, «в условиях жизни того времени мы не находим почвы для проявления основной мысли, характеризующей конкурсное право, мысли о наиболее равномерном распределении имущественных средств должника между лицами, имеющими право на них.
Эта мысль может зародиться и развиться только тогда, когда исполнение направляется на имущество, а не на лицо, и притом когда процесс исполнения выходит из области частного самоуправления и становится под надзор правительственных органов»1.
• Со временем римское конкурсное право создало некоторые нормы, связанные с обращением взыскания н имущество, но «имущественные взыскания, даже уничтожавшие целое хозяйство должника, не избавляли его от личной долговой расправы.
Даже в последние года республики с имущественными взысканиями обыкновенно соединялась выдача должника головою кредитору»2.
Основным стимулом развития конкурсного права и процесса была торговля.
Именно поэтому так много этому развитию дала средневековая Италия.
Как отмечал Г.Ф.
Шершеневич, «Италианское средневековое право торговых городов выработало главные начала современного конкурсного процесса»3.
Уже в IX X веках торговые отношения итальянских городов достигли очень высокого уровня.
Кроме того, существовала политическая предпосылка развития конкурса разобщенность итальянских городов (должник мог с легкостью скрыться от кредиторов в соседнем городе, который был уже самостоятельной территорией).
Все это создало крайнюю необходимость в выработке четких положений конкурсного права и переносе взыскания с личности должника на его имущество.
Итальянское право сохранило связь с римским, но значительно подкорректировало его, сделав более удобным, ввело новые институты и термины.
Итальянскому праву мы обязаны существованием самого термина «банкрот».
Так в Италии называли бежавших должников (от слов bancus лавка, контора, торговое заведение и ruptus от rotto ломать, закрывать заведение).
Употреблялись и другие названия банкрота: cessanti (прекративший платежи); fallitus 1 Г.Ф.
Шершеневич.
Конкурсное право.
Казань, 1898.
С.
2.
2 Г.Ф.
Шершеневич.
Курс торгового права.
М., 1912.
С.
27.
3 К.И.
Малышев.
Цит.
С.
29.
11

[Back]