Проверяемый текст
[стр. 138]

быть допущено»'.
Такого мнения придерживался Н.А.
Тур: «Обсуждение в порядке конкурсного производства вопроса о виновности должника в банкротстве, с одной стороны, излишне усложняет конкурсное производство, а с другой без всякого основания стесняет преследование должника в уголовном
порядке»2 А.
Трайнин3 видел решение данной проблемы в необходимости установления вмешательства прокурора в дело непосредственно после объявления судом несостоятельности, с тем чтобы освободить конкурсное управление от необходимости решать вопрос о свойстве несостоятельности и не потерять время, необходимое для доказывания факта банкротства.
На основе изучения дореволюционного российского конкурсного права Е.В.
Смирнова4 делает совершенно справедливые выводы о том, что в законодательстве того времени выделялось четыре существенных признака банкротства, с которыми (с некоторыми корректировками) следует согласиться.
Во-первых, поскольку банкротство представляло собой действие, совершенное несостоятельным должником, то обязательным его признаком было наличие несостоятельности.
Во-вторых, банкротство считалось преступлением и тогда, когда в основе преступного деяния лежала неосторожность должника.
В этом случае речь шла об обычном (простом) банкротстве.
Если же преступные деяния совершались с умыслом на причинение вреда кредиторам, банкротство являлось злостным и каралось намного строже, чем неумышленное банкротство.
В-третьих, банкротство как преступление имело место лишь в тех случаях, если вред причинялся 1 Морозов Н.А.
Критика существующих установлений несостоятельности и бан
кротства.//Юри дичее кий вестник.
1887.
№6-7.
2 Тур Н.А.
Пересмотр постановлений о несостоятельности.
СПб, 1896.

3 Трайнин А.
Юридическая сила определения свойства несостоятельности.//Вестник права.
1916.
№38.

4 Смирнова Е.В.:...
С.
142.
137
[стр. 31]

Окончательно этот вопрос решал гражданский суд, решения которого были принципиальными для возбуждения уголовного преследования.1 Однако на практике такое решение вопроса о банкротстве не имело положительного значения, поскольку конкурсное управление призвано было осуществлять не свойственные ему функции публичного обвинения.
Это привело к бездействию конкурсного управления в этом направлении.
Так, А.
Трайнин приводит интересные данные: с 1902 по 1908 год в среднем по России за банкротство было осуждено менее двух человек, причем количество оправданных по обвинению в банкротстве составило 87,7%, в то время как средний процент оправданных по остальным преступлениям равнялся 36,5%2.
Эти факты говорили о том, что решить дело было крайне сложно, поскольку все материалы попадали в уголовный суд слишком поздно, уже на завершающем этапе конкурсного производства.
Некоторые ученые говорили о том, что нельзя предоставлять конкурсу и собранию кредиторов возможность решать вопрос о свойстве несостоятельности, поскольку это означает «перенесение судебных функций с суда государственного на установление частное, что никоим образом не может быть допущено»3.
Такого мнения придерживался Н.А.
Тур: «Обсуждение в порядке конкурсного производства вопроса о виновности должника в банкротстве, с одной стороны, излишне усложняет конкурсное производство, а с другой без всякого основания стесняет преследование должника в уголовном
порядке»4.J А.
Трайнин1 видел решение данной проблемы в необходимости установления вмешательства прокурора в дело непосредственно после объявления судом несостоятельности, с тем чтобы освободить конкурсное управление от необходимости решать вопрос о свойстве несостоятельности и не потерять время, необходимое для доказывания факта банкротства.
А.
Трайнин считал, что отделение гражданского производства о несостоятельности от уголовного производства о банкротстве обеспечит интересы должника, обезопасив его от личного усмотрения кредиторов.Очень четко понятия «несостоятельность» и «банкротство» разграничивались во Франции; Из истории известен следующий интересный факт: при 1 А.
Трайнин.
Юридическая сила определения свойства несостоятельности.
«Вестник права».
1916, № 38.

С.
57.
2 А.
Трайнин.
Несостоятельность и банкротство.
Цит.
С.
33.
3 Н.А.
Морозов.
Критика существующих установлений несостоятельности и банкротства.

«Юридический вестник».
1887, № 6-7.
С.
300.
4 Н.А.
Тур.
Пересмотр постановлений о несостоятельности.
С.-Пб, 1896.

С.
93.
30

[Back]