Проверяемый текст
[стр. 28]

дворян и чиновников».1 Причем вторая часть практически не имела отношения к конкурсному праву, поскольку в основном рассматривала вопросы правоспособности дворян в области обязательственных отношений.
Лишь 12 из 111 статей второй части посвящены непосредственно банкротству.
Цель этой части «уменьшить и воздержать самое впадение дворян и чиновников в неоплатные долги» (в частности, им запрещалось выдавать векселя).

По непонятным причинам не вошла в Устав 1800 года норма Проекта 1768 года о том, что при одном кредиторе конкурс не учреждается хотя это и следовало из сути всех остальных установлений.
Очевидно, такой явный пробел в законе повлек проблемы и сложности на практике, в результате чего 28 ноября 1809 года специально изданным законом было четко зафиксировано: «при одном кредиторе нет конкурса» 2 Однако тот же Указ предписывал суду
удовлетворять требования такого кредитора на основе банкротского Устава.
Кроме того, единственный кредитор имел право «извинить своего должника, освободить его от стражи, сократить время содержания под оной»3, т.е.
признавались все последствия банкротства даже при одном кредиторе, устранялась только деятельность кураторов.
Сумма долгов несостоятельного должника, необходимая для открытия конкурса, Уставом не определялась; этот пробел был восполнен следующим Уставом в 1832 году (сумма должна была быть больше 5000 рублей).
К этому времени практика выявила
недостатки в правилах Устава 1800 года.
При его составлении основное внимание было уделено приведению «законов существующих» в соответствие с «указаниями опыта»; с этой целью в Петербурге, Москве, Одессе и Риге учреждались местные комитеты, которые, получив из правительственного комитета составленный проект, подвергли его переработке с учетом местной практики.

’Устав о банкротах.
С.-Пб, 1801.
С.23.
2 Шершеневич Г.Ф.
Конкурсное право.
Указ.
раб.
С.
141.
3 Бардзкий А.Э.
Указ.
раб.
С.251.
27
[стр. 24]

Конкурс учреждался только если сумма долговых требований превышала 3.000 рублей.
Мотивировала это Коммерц-Коллегия тем, что «конкурс в малых делах более расходу, нежели прибыли, принести может»1.
Однако и на этом работа по принятию Устава о несостоятельности не завершилась.
Уже в 1764 году Екатерина Великая возложила на Комиссию о коммерции труд составления банкротского закона; на этот раз работа велась очень основательно, в частности, была составлена особая комиссия для разработки Устава, куда вошли высокопоставленные чиновники и специалисты.
За основу был взят Устав 1763 года, основной целью было выявить его несоответствия требованиям жизни и исправить такие положения, однако структура его почти не изменилась по сравнению с Проектом 1763 года.
Проект был поднесен на подпись Императрице в январе 1768 года.
Однако утвержден он не был.
На практике проблемы, возникавшие в ходе конкурсного процесса, решались кредиторами.
13 августа 1784 года был издан Указ, предписывавший всякие недоразумения в делах о несостоятельности решать большинством голосов кредиторов.
Конечно, такой порядок не мог долго служить заменой конкурсного устава.
По словам А.Х.
Гольмстена, «18 веку, 28 лет пожертвовавшему разработке банкротского Устава, так и не суждено было видеть плоды своих трудов.
Но труды его не пропали даром он работал для своего преемника.
В первый же год 19 века, наконец, издается Устав, являющийся ни чем иным, как несколько переработанным Уставом 1768 года».2 По структуре своей Устав о банкротах 1800 года весьма оригинален.
Он состоит из двух частей, первая из которых называется «Для купцов и другого звания торговых людей, имеющих право обязываться векселями»; вторая «для дворян и чиновников»3, причем вторая часть практически не имела отношения к конкурсному праву, поскольку в основном рассматривала вопросы правоспособности дворян в области обязательственных отношений.
Лишь 12 из 111 статей второй части посвящены непосредственно банкротству.
Цель этой части «уменьшить и воздержать самое впадение дворян и чиновников в неоплатные долги»4 (в частности, им запрещалось выдавать векселя).

1 А.
Загоровский.
К вопросу о несостоятельности.
«Журнал гражданского и уголовного права».
1890.
Кн.
10.
С.
101.
2 А.Х.
Гольмстен.
Цит.
С.
213.
3 Александр I.
Устав о банкротах.
С.-Пб, 1801.
С.
46.
4 Александр I.
Цит.
С.
48.
23

[стр.,25]

По непонятным причинам не вошла в Устав 1800 года норма Проекта 1768 года о том, что при одном кредиторе конкурс не учреждается1 хотя это и следовало из сути всех остальных установлений.
Очевидно, такой явный пробел в законе повлек проблемы и сложности на практике, в результате чего 28 ноября 1809 года специально изданным законом было четко зафиксировано: «при одном кредиторе нет конкурса»2.
Однако тот же Указ предписывал суду,
что требования такого кредитора удовлетворяются на основе банкротского Устава, кроме того, единственный кредитор имел право «извинить своего должника, освободить его от стражи, сократить время содержания под оной»3 т.е.
признавались все последствия банкротства даже при одном кредиторе, устранялась только деятельность кураторов.
Сумма долгов несостоятельного должника, необходимая для открытия конкурса, Уставом не определялась; этот пробел был восполнен следующим Уставом, в 1832 году (сумма должна была быть больше 5000 рублей).
К этому времени практика выявила
в правилах Устава 1800 года «разные неудобства и недостатки, в отвращение коих было принято решение создать новый Устав»4.
При его составлении основное внимание было уделено приведению «законов существующих» в соответствие с «указаниями опыта»; с этой целью в Петербурге, Москве, Одессе и Риге учреждались местные комитеты, которые, получив из правительственного комитета составленный проект, подвергли его переработке с учетом местной практики.

Устав 1832 года внес много нового в конкурсное право.
Прежде всего обращает на себя внимание то, что этот Устав был наиболее совершенным по сравнению с предыдущими с точки зрения как формы, так и содержания.
Состоит Устав из 9 глав, включающих в себя 138 статей, и содержит нормы как материальные, так и процессуальные.
Устав распространяет свою силу на таких лиц торгового состояния, которые впали в банкротство по торговле, присвоенной гильдиям, и торговым разрядам установленными свидетельствами.
Новый Устав, следовательно, заменял только первую часть предыдущего Устава 1800 года, посвященную торговой несостоятельности.
Таким образом была определена четкая граница между несостоятельностью торговцев и несостоятельностью дворян, что нашло отражение при 1 А.Х.
Гольмстен.
Цит.
С.
223.
2 Г.Ф.
Шершеневич.
Конкурсное право.
Цит.
С.
141.
3 А.Э.
Бардзкий.
Цит.
С.
251.
4 А.А.
Добровольский.
Свод общеимперских положений о торговой и неторговой несостоятельности.
М., 1914.
С.
7.
24

[Back]