Проверяемый текст
[стр. 49]

имущественного характера; личные права и обязанности при определении состава конкурсной массы не учитывались.
Конкурсная масса представляла собой совокупность активов и пассивов несостоятельного должника, следовательно включала в себя вещные права, обязательственные права и исключительные права при некоторых условиях.
Вещные права представляли собой прежде всего право собственности и, кроме этого, сервитутные права, права пользования, залоговые права.

В конкурсную массу входили как права, существовавшие к моменту объявления несостоятельности, так и перешедшие к должнику до окончания конкурсного процесса.
Устав определял условия, при наличии которых в конкурсную массу входили исключительные права.
Сама возможность отнесения к конкурсной массе прав авторов различных произведений определялась имущественным характером материальных выгод, которые эти произведения могли принести.

Требовалось, чтобы произведение было оконченным и предназначенным к реализации.
Существовало мнение, в соответствии с которым помимо вещей и прав к конкурсной массе следовало «относить всякого рода фактические отношения, коими в значительной степени обусловливался успех предприятия: знание особых приемов торговли, источников для приобретения товаров, выгодное месторасположение».
Однако большинство ученых, в частности, Г.Ф.
Шершеневич, с этим не соглашались, считая, что, поскольку эти отношения носят фактический характер, они не имеют отношения к праву.

Особо актуальной была и до настоящего времени остается проблема включения в конкурсную массу предмета залога и, следовательно, отнесения к числу конкурсных кредиторов лиц, чьи требования к должнику были обеспечены залогом.
Анализ дореволюционных конкурсных законов позволяет сделать вывод о нецелесообразности включения залоговых кредиторов в число конкурсных.
Каминка А.И.
Очерки торгового права.
М., 1912.
С.107.
48
[стр. 132]

и реализовывалась на общих основаниях с соблюдением некоторых особенностей процедуры, продиктованных требованиями авторского права.
Устав о несостоятельности 1832 года включал в конкурсную массу только имущество самого несостоятельного, принадлежавшее ему до открытия конкурсного производства и полученное в течение конкурса.
Устав 1832 года не изменил правила предыдущих уставов о составе наличного имущества должника, уточнив порядок и условия обращения этого имущества в конкурсную массу.
Долговое имущество включало в себя долги на третьих лицах, причем долги эти должны были взыскиваться и с такого должника, который состоял кредитором одного из кредиторов банкрота.
Если должник был одновременно и кредитором несостоятельного (в том числе и по векселю), долг зачитывался.
Интересное правило было установлено для имущества, причитавшегося несостоятельному по государственным и общественным займам: акции, государственные билеты и т.п.
поступали в конкурсную массу по соответствующим передаточным надписям несостоятельного, причем за уклонение от учинения такой надписи должнику грозил уголовный суд.1 Являлось долговым также имущество, причитающееся должнику по двусторонним договорам, исполнение этих договоров ставилось в зависимость от необходимости приращения имущества должника, иначе договор не исполнялся, и контрагент становился конкурсным кредитором.
Для договора товарищества Устав содержал конкретную норму, в соответствии с которой части должника в компаниях и товариществах прежде всего должны быть выделены, а при невозможности выделения должны быть проданы конкурсом.
Таким образом, к конкурсной массе имели отношения только права и обязанности должника имущественного характера; личные права и обязанности при определении состава конкурсной массы не учитывались.
Конкурсная масса представляла собой совокупность активов и пассивов несостоятельного должника, следовательно, включала в себя вещные права, обязательственные права и исключительные права при некоторых условиях.
Вещные права представляли собой прежде всего право собственности и, кроме этого, сервитутные права, права пользования, залоговые права,
причем, если речь шла о правах на чужие вещи, то в конкурсную массу должны были включаться не средства, полученные вследствие отчуждения права, а средства, которые можно было получить от использования права в течение конкурсного процесса.
В конкурсную массу входили 1 Свод законов Российской империи.
Цит.
С.
1198.
131

[стр.,133]

как права, существовавшие к моменту объявления несостоятельности, так и перешедшие к должнику до окончания конкурсного процесса.
Устав определял условия, при наличии которых в конкурсную массу входили исключительные права.
Сама возможность отнесения к конкурсной массе прав авторов различных произведений определялась имущественным характером материальных выгод, которые эти произведения могли принести.

Конкурсное управление имело возможность выделить эти материальные выгоды и причислить их к конкурсной массе, однако эти возможности не были безграничными.
Одним из условий, ограничивавших права кредиторов, было требование законченности произведения.
Если речь шла о произведении, законченном и обнародованном автором (к примеру, часть произведений была уже продана), то все оставшиеся экземпляры конкурсное управление безусловно относило к конкурсной массе.
Определяющим моментом была в этом случае воля должника на обнародование произведения, например, произведения живописи, находящиеся еще в мастерской художника, переходили в конкурсную массу только если было доказано, что они предлагались автором на продажу,2 т.е.
автор считал свое произведение готовым.
В противном случае, т.е.
когда произведение закончено не было, вопрос решался сложнее.
Хотя закон признавал, что и незаконченное произведение, например, великого художника может иметь ценность для конкурсной массы, в этом случае считалось, что незаконченность может повредить славе автора, нарушить его право на имя, поскольку автор должен сам изъявить желание на обнародование произведения.
Таким образом, в данном случае определяющим было согласие автора на передачу его прав на неоконченное произведение в конкурсную массу.
Закон запрещал обращать взыскания на произведения еще не законченные или даже законченные, но не обращенные в продажу или на открытие широкому доступу, без воли автора.
Рукописные произведения и переводы не подлежали публичной продаже по взысканию кредиторов без согласия автора или его наследников, если он умер.3 Таким образом, конкурсное управление могло приобрести право на отчуждение материальных объектов литературного или художественного творчества, однако право литературной или художественной собственности при этом не возникало, следовательно, передача этих прав третьим лицам исключалась: например, продавая 1 Там же.
С.
1205.
2 Г.Ф.
Шершеневич.
Авторское право на литературные произведения.
Казань, 1891.
С.
231.
3 Устав гражданского судопроизводства.
Ст.
1041.
132

[стр.,134]

напечатанные книги автора, признанного несостоятельным, конкурсное управление не могло передать покупателю права на второе и последующие издания книги.1 Устав 1832 года регламентировал принятие необходимых мер к охране имущества, составляющего конкурсную массу: движимые вещи арестовывались, на недвижимые также накладывался арест; также устанавливалась обязанность конкурсного управления принять меры к розыску имущества должника помимо и в дополнение к существовавшей ранее обязанности всех лиц, имеющих имущество несостоятельного, заявить об этом в установленные сроки.
Существовало мнение, в соответствии с которым помимо вещей и прав к конкурсной массе следовало «относить всякого рода фактические отношения, коими в значительной степени обусловливался успех предприятия: знание особых приемов торговли, источников для приобретения товаров, выгодное месторасположение».1 Однако большинство ученых, в частности, Г.Ф.
Шершеневич, с этим не соглашались, считая, что, поскольку эти отношения носят фактический характер, они не имеют отношения к праву.

Таким образом, можно сделать вывод о том , что дореволюционное законодательство достаточно подробно регулировало порядок формирования конкурсной массы.
Действующий закон о несостоятельности (банкротстве) говорит о составе конкурсной массы практически в одной статье.
«Все имущество (активы) должника, указанное в бухгалтерском балансе либо заменяющих его бухгалтерских документах, образует основу для формирования конкурсной массы».
Данное определение никак нельзя признать удачным, поскольку оно основано на неюридических категориях.
Бухгалтерский баланс может, конечно, быть «основой» для формирования конкурсной массы, но лишь в сугубо практическом смысле.
С точки же зрения юридической основой для формирования конкурсной массы является принадлежащее должнику имущество независимо от того, отражено ли оно в бухгалтерских документах (с учетом предусмотренных Законом изъятий и дополнений, о которых речь ниже).
Вслед за этим перечисляются некоторые виды имущества, включаемые и не включаемые в состав конкурсной массы.
Так, в частности, в конкурсную массу не включаются находящиеся «на балансе» должника жилищный фонд, детские дошкольные учрежденной отдельные жизненно важные для данного 1 Г.Ф.
Шершеневич.
Авторское право на литературные произведения.
Цит.
С.
231.
133

[Back]