Проверяемый текст
[стр. 71]

инструментом, специфическим элементом переходного периода.1 Согласно статьям 13 и 14 закона «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», ходатайство о проведении санации могло быть подано должником, собственником предприятия-должника, кредитором; санация могла проводиться путем открытого конкурса на право предоставления помощи нуждающемуся предприятию; преимущественное право на участие в санации имели собственник предприятия должника, члены его трудового коллектива, кредиторы; также возможно участие в санации любых других лиц, однако обращает на себя внимание тот факт, что круг лиц, имеющих право ходатайствовать о проведении санации, являлся исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежал, то есть ни члены трудового коллектива, ни любые другие лица не могли подавать ходатайство, даже если имели возможность санировать предприятие.
Основным документом, в соответствии с которым должна была проводиться санация, являлся санационный проект, который включал в себя порядок и очередность выплат 40% требований в течение первого года и всей суммы в течение срока санации.
Таким образом, санация предполагала удовлетворение в течение 18 месяцев требований всех кредиторов без объявления моратория на требования кредиторов.
Некоторые ученые, в частности, С.Г.
Беляев,2 видели в санации мощный механизм оздоровления предприятий посредством проведения глубокой реорганизации, в том числе и с помощью государства.
Решение о проведении санации
принималось на основе анализа материалов, характеризующих экономическое и финансовое состояние предприятия и предложений по его оздоровлению с учетом определенных критериев.
Об этих критериях говорится в письме Министерства экономики РФ «О разработке процедуры санации, реорганизации и прекращения деятельности
1 Телюкина М.В.
Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук: ...
С.76.
2 Беляев С.Г.
Банкротство: планы, перспективы, процедуры: ...
С.49.
70
[стр. 118]

§ 4.
Санация Помимо внешнего управления, закон «О несостоятельности» предусматривает проведение такой реорганизационной процедуры, как санация, если имеется реальная возможность восстановить платежеспособность предприятия-должника путем оказания ему финансовой помощи.
Несмотря на то, что в большинстве развитых стран законодательство о несостоятельности не предусматривает положения о санации, представляется оправданной позиция тех ученых, которые считают, что для экономики России на переходном этапе санация как специальная процедура имеет жизненно важное значение.1 Г.
Федотова, один из разработчиков закона о несостоятельности, отмечает, что законодательство переходного периода вносит специфические элементы в механизм регулирования отношений по признанию несостоятельности.
Это выразилось прежде всего во введении такой процедуры, как санация.
По сути эта процедура противоречит принципам рыночной экономики, так как допускает прямое вмешательство в правила конкуренции.
«Законодательство ЕС запрещает помощь предприятиям в виде финансирования их государством в какой бы то ни было форме»2.
Г.
Федотова также считает, что в нашей стране на переходном этапе сохранение процедуры санации представляется необходимым.
Согласно статьям 13 и 14 закона, ходатайство о проведении санации подается должником, собственником предприятия-должника кредиторам; санация может включать проведение открытого конкурса на право предоставления помощи нуждающемуся предприятию; преимущественное право на участие в санации имеют собственник предприятия должника, члены его трудового коллектива, кредиторы; также возможно участие в санации любых других лиц, однако обращает на себя внимание тот факт, что круг лиц, имеющих право ходатайствовать о проведении санации, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, то есть ни члены трудового коллектива, ни любые другие лица не могут подавать ходатайство, даже если имеют возможность санировать предприятие3.
1 В.С.
Белых.
Концепция банкротства: законодательная модель и реальность.
Цит.
С.
39.
2 Г.
Федотова.
Цит.
С.
11.
3 В.В.
Витрянский (ред.).
Закон о несостоятельности (банкротстве) предприятий.
Цит.
С.
45.
117

[стр.,120]

Таким образом санация предполагает удовлетворение в течение 18 месяцев (этот срок по ходатайству участников может быть продлен, но не более чем на 6 месяцев , за исключением случаев санации государственных и муниципальных предприятий) требований всех кредиторов без объявления моратория на требования кредиторов.
С.Г.
Беляев1 видит в санации мощный механизм оздоровления предприятий посредством проведения глубокой реорганизации, в том числе и с помощью государства.
Решение о проведении санации
принимается на основе анализа материалов, характеризующих экономическое и финансовое состояние предприятия и предложений по его оздоровлению с учетом определенных критериев.
Об этих критериях говорится в письме Министерства экономики РФ «О разработке процедуры санации, реорганизации и прекращения деятельности
несостоятельных предприятий».2 Критерии, которые рекомендуется использовать, можно разделить на 3 группы: по характеру деятельности предприятия и принадлежности к приоритету; финансовые; социальные.
К первой группе относятся: направленность предприятия на изготовление продовольственных и непродовольственных товаров народного потребления, а также лекарственных средств; поддержание предприятием обороноспособности и безопасности государства , особенно если его деятельность связана с высокими требованиями по технике безопасности и экологии (производство ядерных, радиоактивных материалов и их хранение); перспективность предприятия (возможность активизации хозяйственной деятельности); выпуск предприятием конкурентоспособной и экспортной продукции, в том числе с использованием «прорывных», энергосберегающих и других прогрессивных технологий; широта кооперационных , межотраслевых и межрегиональных связей.
Социальные критерии банкротства основываются на оценке социальных последствий остановки отдельных предприятий или производств с позиций формирования рынка труда и регулирования процессов занятости.
1 С.Г.
Беляев.
Банкротство: планы, перспективы, процедуры.
Цит.
С.
49.
2 «Вестник Высшего Арбитражного суда РФ».
1993, № 12.
С.
56.
119

[Back]