Проверяемый текст
Белов, В. Ф. Преступления против семьи и несовершеннолетних в аспектах de lege lata и de lege ferenda – M., 2002
[стр. 26]

Новое Уголовное Уложение в России начали готовить к принятию с 1897 г., когда стало ясно, что произведенных в 1860-1885 г.г.
изменений и дополнений в Уложение о наказаниях образца 1845 г.
недостаточно, и необходимо принятие нового кодифицированного уголовного закона.
В 1898 году рабочий проект нового Уголовного Уложения был представлен для согласования в Министерство юстиции России, которое подвергло проект существенной правке.
Но и после этого Уложение вводилось в действие начиная с 1903 г.
постепенно, отдельными главами и статьями, и к 1917 г.
глава 18 "Посягательства на союз семейный", устанавливающая уголовную ответственность за преступления против семьи и несовершеннолетних, так и не была введена в действие.
Однако, поскольку с точки зрения юридической техники и истории развития законодательства о преступлениях против семьи и несовершеннолетних Уложение 1903 г.
представляет определенный
научно-практический интерес, рассмотрим его по тексту проекта, согласованного в 1898 г.
Министерством юстиции.

Глава 18 Уложения содержит 20 статей и большинство из них (за исключением ст.ст.
371, 372 и 377-379) устанавливали уголовную ответственность за преступления, связанные с брачными и семейными правами граждан, и за преступления против несовершеннолетних.
Ст.
360 Уложения устанавливала ответственность и предусматривала наказание в виде каторги на срок до 8 лет или заключения в исправительном доме за принуждение к вступлению в брак путем насилия или угроз, причем ответственности подлежало не только лицо, принуждающее к вступлению в брак, но и соучастники, и духовное лицо, совершившее бракосочетание (ст.
361
Уложения).
Также уголовная ответственность устанавливалась за вступление в брак с заведомо душевнобольным; лицом,
находящемся в бессознательном состоянии; близким родственником (и по крови и по родству); вступление в четвертый по счету брак; брак с заведомо не христианином; с лицом, не достигшим брачного возраста, либо уже состоящим в браке (при этом "состоящий в супружестве" наказывался
[стр. 10]

качестве мер уголовной ответственности предусматривалось лишение всех прав состояния, заключение в монастырь или в исправительные арестантские отделения, церковное покаяние.
Нормы этой главы не нашли отражения в существующих сейчас составах половых преступлений против несовершеннолетних, так как право на половую неприкосновенность сейчас охраняется независимо от наличия или отсутствия родственных связей.
Существование же таких норм в XIX веке объясняется значительным регулированием семейных и родственных отношений церковью, которая следила за чистотой крови в браке и вне его.
Помимо сказанного об Уложении 1845 г.,, необходимо отметить значительно возросшую законодательную технику, группировку составов преступлений по общему объекту преступления, усиление уголовной охраны прав несовершеннолетних (наказывается не только преступление, но и покушение на него, введены составы вовлечения детей в занятие нищенством — ст.
1221, склонения несовершеннолетних к проституции — ст.
1285 и ряд других).
Однако в тексте Уложения все еще пересекаются понятия "ребенок" и "несовершеннолетний", хотя нормативно закреплено следующее деление: до 7 лет — дети, с 7 до 14 — малолетние, с 14 до 21 года — несовершеннолетние.
По ряду составов преступлений строго следовать букве закона не удается именно из-за погрешностей правовой техники (ст.ст.
2083 — 2085 и др.).
Но даже простое введение строгой возрастной градации для несовершеннолетних упростило применение норм и сделало их более однозначными.
Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, в главе 12 "О проступках против прав семейственных" также предусматривал возможность привлекать к ответственности за отказ в выплате пособий нуждающимся родителям (арест до 3-х месяцев), "за подкинутие или оставление ребенка" (наказание то же), неисполнение обязанностей по надзору за малолетним или несовершеннолетним 13 (арест до 1 месяца или штраф)8.
Однако указанные действия не считались преступлениями, а именовались проступками и соответствовали по современной градации административным правонарушениям, поэтому подробно останавливаться на них не будем.
1.3.
Уголовное Уложение 1903 г.
Новое Уголовное Уложение в России начали готовить к принятию с 1897 г., когда стало ясно, что произведенных в 1860—1885 гг.
изменений и дополнений в Уложение о наказаниях образца 1845 г.
недостаточно, и необходимо принятие нового кодифицированного уголовного закона.
В 1898 г.
рабочий проект нового Уголовного Уложения был представлен для согласования в Министерство юстиции России, которое подвергло проект существенной правке.
Но и после этого Уложение вводилось в действие начиная с 1903 г.
постепенно, отдельными главами и статьями, и к 1917 г.
глава 18 "Посягательства на союз семейный", устанавливающая уголовную ответственность за преступления против семьи и несовершеннолетних, так и не была введена в действие.
Однако, поскольку с точки зрения юридической техники и истории развития законодательства о преступлениях против семьи и несовершеннолетних Уложение 1903 г.
представляет определенный
интерес, рассмотрим его по тексту проекта, согласованного в 1898 г.
Министерством юстиции9.


[стр.,11]

Глава 18 содержит 20 статей и большинство из них (за исключением статей 371, 372 и 377—379) устанавливают уголовную ответственность за преступления, связанные с брачными и семейными правами граждан, и преступления против несовершеннолетних.
В отличие от Уложения 1845 г.
внутреннее деление главы отсутствует.
Статья 360 устанавливает наказание в виде каторги на срок до 8 лет или заключения в исправительном доме за принуждение к вступлению в брак путем насилия или угроз, причем ответственности подлежит не только лицо, принуждающее к вступлению в брак, но и соучастники, и духовное лицо, совершившее бракосочетание (ст.
361).

Также уголовная ответственность устанавливалась за вступление в брак с заведомо душевнобольным; лицом,
8 Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями // Свод законов Российской империи.
Т.
15.
— Спб., 1912.
9 Здесь и далее: Уголовное Уложение.
Проект, измененный Министром юстиции по соглашению с Председателем Высочайше учрежденной Редакционной Комиссии.
— Спб., 1898.
14 находящемся в бессознательном состоянии; близким родственником (и по крови, и по родству); вступление в четвертый по счету брак; брак с заведомо не христианином; с лицом, не достигшим брачного возраста, либо уже состоящим в браке (при этом "состоящий в супружестве" наказывался исправительным домом, а "не состоящий в супружестве" — заключением в тюрьме).
Равная уголовная ответственность ожидала также свидетелей такого брака, духовное лицо, его совершившее и даже служащего, сделавшего запись о регистрации брака (ст.ст.
362 — 368).
При этом гражданским и церковным законодательством устанавливались следующие условия законности и действительности брака: 1) возраст: мужчины — с 18 лет, женщины — с 16 лет; 2) взаимное согласие; 3) дозволение родителей или опекунов; 4) дозволение начальства для лиц, состоящих на службе.
Препятствиями к браку являлись: иноверие, прежний не прекратившийся брак, предыдущие 3 брака, родство и свойство10.
Как отголосок Уложения 1845 г.
в главе 18 присутствует статья 370, устанавливающая наказание в виде ареста для виновного в увозе незамужней, достигшей брачного возраста, но моложе 21 года, женщины, для вступления с ней в брак с ее согласия, но без согласия родителей.
Уголовно наказуем также обман при заключении брака с выдачей себя за другое лицо, или сокрытие обстоятельств, делающих брак недействительным (ст.
369).
Интересно, что по проекту Уложения 1903 г.
предполагалось ввести одинаковую уголовную ответственность за измену для обоих супругов, а также для лица, с которым была совершена измена (ст.
373 — арест).
Здесь налицо все большее признание в обществе равноправия мужчин и женщин.
Преемственность Уложений 19-го и 20-го века видна и в формулировке составов преступлений против несовершеннолетних, также частично введенных в главу 18.
Так, согласно ст.
375 Уложения 1903 г., родитель или "имеющий попечение или надзор за несовершеннолетним", виновный: 1) в жестоком обращении с не достигшим 17 лет лицом (если нет тяжких телесных повреждений); 2) в принуждении лица, не достигшего 21 года, к вступлению в брак, в случае, если брак последовал; 3) в обращении или отдаче лица,

[Back]