Проверяемый текст
Белов, В. Ф. Преступления против семьи и несовершеннолетних в аспектах de lege lata и de lege ferenda – M., 2002
[стр. 30]

сравнению с предыдущими кодифицированными источниками уголовного права.
Встречаются в проекте и не вошедшие в главу 18 составы преступлений против брачных прав граждан, граничащие с другими составами
преступлений.
Так, ст.
445 Уложения карала заключением в тюрьму на срок не ниже 6 месяцев виновного в похищении незамужней женщины для вступления с нею в брак без ее согласия.
В тексте проекта Уложения часто в качестве квалифицирующего признака
выступал факт совершения преступления против матери или "законного отца" (имелся в виду только отец по крови, а не отчим), что также усиливало охрану семейных прав граждан.
В целом проект Уголовного Уложения 1903 г.
по юридической технике
представляется более совершенным по сравнению с Уложением 1845 г.
Четко просматривается преемственность уголовного закона по сравнению с предыдущими рассмотренными правовыми актами.
Часть составов преступлений, особенно удачно сформулированных в проекте Уложения 1903 г., впоследствии нашли свое место в уголовных кодексах советского периода.

Октябрьские события 1917 года не только прервали процесс поступательного развития российского общества, став в какой-то мере подтверждением несостоятельности патерналистской первоосновы российского имперства, но и направили его в принципиально новое русло, провозгласив в качестве идеалов социального устройства государственную собственность, равенство сословий и полов.
В подобных условиях революционной модернизации страны, предлагавшей решительный и бескомпромиссный отказ от всего, что было связано с монархическим прошлым, коренную перестройку претерпели и интересующие нас социальные институты семьи и права.
Как и Советское государство, советское право создается в ходе неприятия и отрицания старого буржуазного права.
В этот период
[стр. 13]

к самоубийству" лица, не достигшего 17 лет, или не способного понимать значение своих действий и руководить ими, или содействие в самоубийстве таким лицам наказывалось каторгой на срок до 8 лет (ст.
409).
Предлагалось также ввести ответственность для кормилицы или няни ребенка, скрывшей от нанимателя заразную болезнь (ст.
186), что также следует расценивать как усиление уголовной охраны прав несовершеннолетних.
Большое внимание в проекте Уложения уделялось охране несовершеннолетних от преступлений сексуального характера и от вовлечения в занятие проституцией ("непотребством", по терминологии Уложения).
Соответствующая глава 27 "О непотребстве" была введена в действие, согласно расположенным в ней статьям, уголовная ответственность устанавливалась за сводничество в отношении несовершеннолетних или членов семьи (!) женского пола (ст.
524), склонение несовершеннолетних к занятию проституцией и потворство в этом (ст.
525—526), принятие в публичный дом женщины моложе 21 года и ряд других преступлений.
В целом охрана половой свободы и половой неприкосновенности лиц моложе 21 года (исключительно женского пола) осуществлялась в проекте Уложения наиболее полно и последовательно по сравнению с предыдущими и последующими кодифицированными источниками уголовного права.
Встречаются в проекте и не вошедшие в главу 18 составы преступлений против брачных прав граждан, граничащие с другими составами —
так, ст.
445 карает заключением в тюрьму на срок не ниже 6 месяцев виновного в похищении незамужней женщины для вступления с нею в брак, без ее согласия (данное преступление направлено против личной свободы и брачных прав женщины).
В тексте проекта Уложения часто в качестве квалифицирующего признака
выступает факт совершения преступления против матери или "законного отца" (имеется в виду только отец по крови, а не отчим), что также усиливает охрану семейных прав граждан.
В целом проект Уголовного Уложения 1903 г.
по юридической технике
совершеннее Уложения 1845 г.
Расширен круг преступлений, усовершенствованы формулировки составов преступлений.
В проекте почти не встречаются точные санкции (с указанием верхнего или нижнего пределов наказания), что объясняется, очевидно, его незавершенностью.
В тексте статей, вступивших в 1903—1911 гг.
в действие, местами заметны внесенные изменения, а санкции норм сформулированы вполне определенно, сточным указанием вида, срока или размера наказания.
Предусматривалось введение ряда новых составов преступления (ст.
186,373, 17 и шварситет вмутрвищх справ Факультет права та (Ядприемництва В 1 В Л .101 ТВ К А в.№ ^8^66 ЖВ.Мв ч.
2 ст.
375 и др.), в качестве дополнительной меры наказания — учреждение опеки или попечительства над несовершеннолетними потерпевшими.


[стр.,14]

Четко просматривается преемственность уголовного закона по сравнению с предыдущими рассмотренными правовыми актами.
Часть составов преступлений, особенно удачно сформулированных в проекте Уложения 1903 г., впоследствии нашли свое место в уголовных кодексах советского периода.

В сохранении и развитии правовых традиций отечественного уголовного права роль Уложения 1903 г.
(включая не введенные в действие статьи), как было показано, весьма велика.
1.4.
Уголовное законодательство советского периода После Великой Октябрьской социалистической революции 1917г.
действие систематизированного уголовного законодательства царского периода было заменено "указным" законодательством — декретами ВЦИК, постановлениями Совнаркома и других органов Советской власти.
Первым же кодифицированным источником уголовного права советского периода стал Уголовный кодекс РСФСР 1922 г., который в 1926 г.
был пересмотрен (в основном с целью ужесточения наказания за преступления против государственной власти).
Однако изменения в тексте обоих кодексов коснулись интересующих нас преступлений незначительно, поэтому рассмотрение кодексов 1922 и 1926 годов можно осуществлять параллельно, проводя, где это возможно, сравнительный анализ.
В текстах УК 1922 г.
и УК 1926 г.
преступления против семьи не собраны вместе (например, в рамках главы), а разнесены по различным главам.
Однако составы преступлений против семейных прав граждан представлены достаточно полно в продолжение заложенных ранее правовых традиций.
Так, статья 96 УК РСФСР 1922 г., помещенная законодателем в главу 1 "Государственные преступления" (подраздел "О преступлениях против порядка управления"), устанавливает наказание в виде лишения свободы или принудительных работ на срок до 1 года за сокрытие обстоятельств, препятствующих вступлению в брак, дачу ложных сведений органам, ведущим регистрацию актов гражданского состояния11.
Состав этого преступления сформулирован таким образом, что под него подпадают и незаконные 11 Здесь и далее: Уголовный Кодекс Р.С.Ф.С.
Р.
Официальное издание.
М-,1925.
18 действия по усыновлению (за которые уголовная ответственность отдельно не введена), если они сопровождаются представлением ложных сведений в органы регистрации актов гражданского состояния, и другие незаконные действия, связанные с регистрацией рождения детей.
По УК РСФСР 1926 г.
(ст.
88) состав преступления не изменился, в качестве меры наказания был добавлен штраф12.
Однако сама статья была помещена уже в главу II "Иные преступления против порядка управления", то есть данный состав был выведен из числа государственных преступлений.
Статья 162 расположена во второй главе Особенной части УК 1922 г.
"Телесные повреждения и насилие над личностью", что говорит о внимании, уделяемом преступлениям, составы которых в ней изложены (степень значимости преступления для общества убывала с ростом номера главы, в которую состав преступления был помещен).
В ней устанавливается ответственность в виде лишения свободы на срок до 4 лет со строгой изоляцией за "похищение, сокрытие или подмен чужого ребенка с корыстной

[Back]