Проверяемый текст
Белов, В. Ф. Преступления против семьи и несовершеннолетних в аспектах de lege lata и de lege ferenda – M., 2002
[стр. 41]

щ V РО ССИ Й СК АЯ ГО С У Д А РС ТВ Е Н Н А * 41 БИБЛИОТЕКА равной охраны законом прав всех граждан, независимо от пола и других признаков Составы преступлений против несовершеннолетних сформулированы во многих статьях УК РСФСР, находящихся в разных главах, в основном в виде квалифицированных составов соответствующих преступлений (например, ч.
3 ст.
115
УК заражение несовершеннолетнего венерической болезнью; ч.
4 ст.
117
УК изнасилование малолетней и др.).
Преступления, потерпевшими от которых признаются только несовершеннолетние, сформулированы в двух статьях УК РСФСР, по общему смыслу сходных со ст.ст.
150, 151 УК РФ
1996 г.
Это ст.
210 УК (вовлечение несовершеннолетнего в преступную деятельность лишение свободы на срок до 5 лет) и ст.
210.1 (доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения лишение свободы или исправительные работы на срок до 1 года, или штраф).

Ст.
122 УК РСФСР устанавливала ответственность за злостное уклонение родителей от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетних детей или от содержания состоящих на их иждивении совершеннолетних, но нетрудоспособных детей.
При этом понятие злостного уклонения определялось не в самом УК, а в Постановлении № 46 Пленума Верховного Суда РСФСР от 19 марта 1969 г.
"О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных ст.122 УК РСФСР"1 , в соответствии с которым под злостным уклонением родителей от уплаты средств на содержание детей следовало понимать не только прямой отказ от уплаты присужденных судом алиментов, но и сокрытие лицом своего заработка, смену работы или места жительства с целью избежать удержаний по исполнительному листу, уклонение с той же целью от трудовой деятельности и другие действия.
На обязательность именно злостного уклонения от 1 См.: Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР, РСФСР (Российской Федерации по уголовным делам.
М., 1997.
С.
360.
[стр. 21]

Данное в статье 235 определение двоеженства или многоженства нельзя назвать удачным, так как при такой формулировке состава преступления вред, очевидно, наносился только уже упоминавшимся морально-нравственным взглядам, сложившимся в обществе.
При существовании формулировки состава преступления в указанной выше редакции для его совершения не требовалось заключать брак с двумя и более женщинами, достаточно было только сожительства и ведения с ними общего хозяйства.
Поскольку повторный брак не регистрировался, не возникало имущественных, наследственных и других сопровождающих заключение брака прав.
Следовательно, с юридической точки зрения, поскольку права не возникали и не изменялись, не наносился ущерб имущественным интересам женщин, вовлеченных в сожительство и неясно, чьи интересы вообще в этом случае нарушались, если сожительство было добровольным.
Кроме того, упоминание в качестве сожителей только женщин предполагает определенную дискриминацию по признаку пола и противоречит принципу равной охраны законом прав всех граждан, независимо от пола и других признаков.
Поэтому отсутствие рассмотренной формулировки состава преступления в действующем сегодня УК РФ следует признать справедливым.
Однако введение уголовной ответственности за многоженство, под которым понимается заключение брака лицом, уже состоящим в браке, необходимо.
Связанные с этим соображения и анализ законодательства зарубежных стран по этому вопросу будут рассмотрены в последующих разделах.
Составы преступлений против несовершеннолетних сформулированы во многих статьях УК РСФСР, находящихся в разных главах, в основном в виде квалифицированных составов соответствующих преступлений (например, ч.
3 ст.
115 заражение несовершеннолетнего венерической болезнью; ч.
4 ст.
117 изнасилование малолетней и др.).
Преступления, потерпевшими от которых признаются только несовершеннолетние, сформулированы в двух статьях УК РСФСР, по общему смыслу сходных со ст.ст.
150—151 УК Рф.

Это статья 210 (вовлечение несовершеннолетнего в преступную деятельность — лишение свободы на срок до 5 лет) и статья 210.1 (доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения — лишение свободы или исправительные работы на срок до 1 года, или штраф).
Указанные статьи расположены в главе 10 УК рсфср "Преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения".
Статья 210.1 была введена в УК в 1972 году (после этого только 27 ужесточалась санкция нормы — срок лишения свободы и размер штрафа) и имела весьма ограниченную сферу применения, так как уголовно наказуемым являлось именно доведение (а не склонение к употреблению алкоголя) несовершеннолетнего до состояния опьянения и лишь лицом, в служебной зависимости от которого находился несовершеннолетний.
Субъект этого преступления — специальный (мастер, преподаватель, инструктор и т.
д.).
Статья же 210, напротив, применялась очень широко, хотя ее название как бы искусственно сужает сферу действия статьи.
На практике по ней привлекались совершеннолетние лица, вовлекавшие несовершеннолетних не только в преступную деятельность, но и в совершение антиобщественных действий, не считавшихся преступлением, исчерпывающий перечень которых приведен в статье (пьянство, занятие

[Back]