Проверяемый текст
Ускова, Юлия Валерьевна; Уголовно-правовая охрана семьи (Диссертация 2001)
[стр. 92]

♦ ст.
283 УК РФ "Разглашение государственной тайны"; в ст.
310 УК РФ "Разглашение данных предварительного расследования"; в ст.
320 УК РФ "Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа" и т.д.
В науке семейного права под усыновлением понимается юридический акт, в силу которого между усыновленным (и его потомством) и усыновителем (и его родственниками) возникают такие же права и обязанности, как между родственниками по происхождению.
Иначе говоря, усыновление означает принятие в семью чужих детей, которые утратили своих родителей (сироты) либо не могут ими воспитываться в виду болезни или по другим причинам (лишение родительских прав, отказ от воспитания ребенка и т.д.).
Разглашение тайны усыновления (удочерения)
представляет собой активный, волевой акт человеческого поведения, то есть преступление может быть совершено только действием.
Оно может состоять в передаче сведений о данном факте любым лицам: самому ребенку, его друзьям, родственникам, сослуживцам взрослых членов семьи, знакомым и т.д.
Положение закона о том, что само разглашение тайны усыновления производится вопреки воле, означает, что оно происходит без согласия на то усыновителей, либо даже одного из них.
Под волей усыновителя следует понимать совместное стремление, пожелание, требование супругов сохранить обстоятельства появления ребенка в их семье в тайне от всех лиц.
Поэтому, если один из супругов огласил тайну усыновления ребенка помимо согласия, разрешения другого супруга, такие действия следует считать уголовно наказуемыми.
Разглашение тайны усыновления вопреки воле усыновителя допускается только в тех случаях, когда усыновление перестает выполнять свои функции, согласно
ст.
141 СК РФ "Основания к отмене усыновления ребенка".
Это происходит, когда сложившиеся в результате усыновления условия жизни и воспитания ребенка не соответствуют его интересам.
Например,
[стр. 95]

но и усыновители.
Последствия разглашения тайны могут причинить серьезный вред семье, даже и по достижении усыновленным совершеннолетия.
Объективная сторона преступления состоит в разглашении тайны усыновления (удочерения), вопреки воле усыновителя совершенным лицом, обязанным хранить факт усыновления как служебную или профессиональную тайну, или совершеным лицом из корыстных или иных низменных побуждений.
Сходное решение обосновывается Кибальником Л.
и Соломоненко И., которые полагают, что согласно ст.
155 УК РФ тайна усыновления имеет две разновидности: «во-первых, ею обладают лица, которые обязаны хранить факт усыновления как служебную или профессиональную тайну (судьи, работники местной администрации, органов опеки и попечительства и прочие лица, указанные в ч.
1 ст.
139 УК РФ); во-вторых, все другие лица, если установлены их корыстные или иные низменные побуждения при разглашении этой тайны без согласия обоих усыновителей»1.
Такое понимание вытекает из содержания части 4 ст.
139 СК РФ, которая оговаривает, что судьи, вынесшие решение об усыновлении ребенка, а также иные должностные лица (работники органов опеки и попечительства, органов ЗАГСа), осуществляющие государственную регистрацию усыновления или иные, связанные с ним действия, а равно иные лица, осведомленные о факте усыновления, обязаны сохранять его тайну.
Разглашение тайны усыновления (удочерения)
заключается в передаче сведений о данном факте любым лицам: самому ребенку, его друзьям, родственникам, сослуживцам взрослых членов семьи, знакомым и т.п.
Форма сообщения может быть любой: устной, в материалах печати, в публичных выступлениях, в письмах, телефонных разговорах и т.
д.
Положение закона о 1 Кибальник А., Соломоненко И.
Понятие и виды тайны в уголовном праве // Российская юстиция.
2001.
№ 2.
С.
53.


[стр.,96]

том, что само разглашение тайны усыновления производится вопреки воле, означает, что оно происходит без согласия на то усыновителей, либо даже одного из них.
Разглашение тайны усыновления вопреки воле усыновителя допускается только в тех случаях, когда усыновление перестает выполнять свои функции согласно
ч.
1 ст.
141 СК РФ.
Это происходит, когда сложившиеся в результате усыновления условия жизни и воспитания ребенка не соответствуют его интересам.
Например,
усыновители уклоняются от выполнения возложенных на них обязанностей, аналогичных родительским: злоупотребляют родительскими правами; жестоко обращаются с усыновленным ребенком; признаны алкоголиками или наркоманами и т.п.
Семейное законодательство также предусматривает и иные объективные причины, когда вина усыновителей отсутствует.
Возникает вопрос: как решать проблему «воли усыновителя», если фактический усыновитель погиб, умер, признан безвестно отсутствующим и т.п.
На наш взгляд, необходимо устанавливать нарушение воли правопреемника умершего (деда, бабки или другого лица, кто по закону занимается фактическим воспитанием несовершеннолетнего).
Оформлено ли такое правопреемство по закону, значения не имеет.
По нашему мнению, в ст.
155 УК РФ допущен пробел, который может привести к тому, что фактически после смерти усыновителя можно, с точки зрения уголовного закона, безнаказанно разглашать тайну усыновления, невзирая на то, что против этого близкие родственники ребенка или лица, которые фактически осуществляют заботу о нем.
Для устранения данного пробела, существенно снижающего действенность нормы, ст.
155 УК РФ необходимо изложить в следующей редакции: «Разглашение тайны усыновления (удочерения) вопреки воле усыновителя, а при его отсутствии, иных лиц, совершенное лицом, обязанным хранить факт усыновления (удочерения) как служебную или

[Back]