Проверяемый текст
Блинов, Владимир Игоревич; Развитие теории и практики образования в России в XVIII - начале XX вв. под влиянием изменений ценностных ориентаций, представлений об идеале человека и целях его воспитания (Диссертация 2001)
[стр. 102]

обучении.
Характерной чертой педагогических представлений у большинства высших сословий, составлявших просвещенную часть российского общества, в первую очередь у аристократии, буржуазии и, частично, мещанства была недооценка людей физического труда и занимающихся ремесленной профессиональной деятельностью вообще.
«Большинство из них презирают ручной труд и посылают своих детей изучать римскую историю или наставления Франклина о сбережении денег, считая реальное образование пригодным только для низших классов» отмечал П.А.
Кропоткин
[130, с.
196].
Отсюда сохранявшееся в высших кругах ощущение значимости классического (говоря современным языком широкого гуманитарного) образования.

В сферс высшего образования это означало безусловную ориентацию на университет.
Идеал классического образования в таком смысле слова сохранял свою ценность для аристократии уже не столько самим своим содержанием,.явно отстававшим от жизни, сколько тем, что открывал прямую дорогу из гимназии к дальнейшему университетскому образованию.
Вслед за аристократией к университетскому образованию тянулась буржуазия, для* которой по указанной причине классическое образование становилось
все более притягательным.
В глазах буржуа и мещан получение их детьми
гимназического образования во многом приравнивало последних к детям из родовитых семей, делая их «мещанами во дворянстве» и одновременно открывая наиболее широкие перспективы для карьерного роста.
В то же время отличительной чертой буржуазного идеала человека эпохи начала XX века была высокая социальная активность и достаточно развитые способности к адаптации: человек не просто образованный, а умеющий применить это на практике в различных сферах деятельности.
Образование стало рассматриваться буржуазией как капитал, который можно вложить в то или иное дело с тем, чтобы впоследствии извлечь большую прибыль.

Идеал русской интеллигенции высоконравственный, самостоятельно,
102
[стр. 262]

Содержательный анализ бытового идеала человека в России начала XX столетия осложнён существованием в то время большого количества различных слоев населения, что во многом являлось следствием многоукладности хозяйственной жизни.
Аристократия, купечество, духовенство, интеллигенция, мещане, пролетариат, крестьянство каждое из этих слоев общества отличался, вполне естественно, своими представлениями о том, каким должен быть человек, чтобы восприниматься как приемлемый для общества в целом.
Характерной чертой представлений об идеале человека у большинства высших сословий, составлявших просвещённую часть российского общества, в первую очередь у аристократии, буржуазии и, частично, мещанства, по-прежнему была недооценка людей физического труда и занимающихся ремесленной профессиональной деятельностью вообще.
«Большинство из них презирают ручной труд и посылают своих детей изучать римскую историю или наставления Франклина о сбережении денег, считая реальное образование пригодным только для низших классов», отмечал П.
А.
Кропоткин.'
Отсюда сохранявшееся в высших кругах ощущение значимости классического (говоря современным языком широкого гуманитарного) образования.
Идеал классического образования в таком смысле слова сохранял свою ценность для аристократии уже не столько самим своим содержанием, явно отстававшим от жизни, сколько тем, что открывал прямую дорогу из гимназии к дальнейшему университетскому образованию.
Вслед за аристократией к университетскому образованию тянулась буржуазия, для которой по указанной причине классическое образование становилось
всё более притягательным.
В глазах буржуа и мещан получение их детьми
1Кропоткин П.
А Поля, фабрики и мастерские, 4-е изд.Пг-М, 1921,С 196.


[стр.,263]

гимназического образования во многом приравнивало последних к детям из £ родовитых семей, делая их «мещанами во дворянстве» и одновременно открывая наиболее широкие перспективы для карьерного роста.
В то же время отличительной чертой буржуазного идеала человека эпохи начала XX века была высокая социальная активность и достаточно развитые способности к адаптации: человек не просто образованный, а умеющий применить это на практике в различных сферах деятельности.
Образование стало рассматриваться буржуазией как капитал, который можно вложить в то или иное дело с тем, чтобы впоследствии извлечь большую прибыль.

Русская интеллигенция традиционно относилась к физическому труду и его носителям по-иному, нежели аристократическое и буржуазное сословия.
Сами, являясь работниками исключительно умственного труда, представители русской интеллигенции, тем не менее, активно, хотя и чисто теоретически, отстаивали ценность труда физического.
Так, уже цитировавшийся выше П.
А.
Кропоткин, по своему образу жизни и мысли добровольно перешедший из аристократии в интеллигенцию, доказывал на рубеже XIX и XX веков необходимость для любого человека «общего образования», «научного и практического одновременно», «соединяющего вместе умственный и физический труд».1 Идеал русской интеллигенции, высоконравственный, самостоятельно, критически мыслящий человек, был по существу идеалом общего образования, который довольно резко выделался на фоне более или менее утилитарных, профессионально ориентированных идеалов, характерных для других слоев населения, занимавшихся физическим трудом.
Но именно воспитательный идеал, выработанный интеллигенцией, оказывал наибольшее влияние на 263 1Там же.
С.
ЮЗ, 196.
199-202, 205-206,215-216.

[Back]